Представитель старшего поколения символистов Ф. К. Сологуб

Представителем старшего поколения символистов был Ф. К. Сологуб (псевдоним Федора Кузьмича Тетерникова) (1863- 1927), сын портного и крестьянки. Пройдя сложный жизненный путь, испытав все превратности судьбы (ранняя смерть отца, тяже­лые будни сельского учителя, самоубийство жены, безответная лю­бовь к молодой женщине уже в зрелые годы), Ф. Сологуб предпочи­тал одиночество. Поэт стремится уйти от реальности в мир творимой им самим легенды, серая обыденность тяготит художни­ка.

Наиболее полное представление о поэзии Ф. К. Сологуба дает сборник

«Пламенный круг»; (1908), в котором собраны лучшие сти­хотворения из семи предыдущих книг поэта и также ранее не пуб­ликовавшиеся. Высоко ценя поэзию Ф. Сологуба, А. А. Блок писал: «Предмет его поэзии скорее душа, преломляющая в себе мир, а не

мир, преломленный в душе»;. Основные мотивы сологубовской по­эзии — борьба фантазии, мечты с реальностью. Поэт-символист воспевает смерть, как избавительницу от земных невзгод, провоз­глашает грустные, меланхолические чувства. Поэзия Федора Соло­губа окрашена в глубоко пессимистические тона:

Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.

(«Я

— бог таинственного мира…»;)

Ведущими образами сологубовской поэзии становятся символы ночи, покоя, тьмы, которые заклинает и призывает поэт. Особую значимость имеет образ-символ смерти:

Смерть шатается на свете И махает, словно плетью,

Уплетенной туго сетью Возле каждой головы.

(«Живы дети, только дети…»;)

Символист воспевает смерть как освободительницу от чар пошло­сти, обыденности. Гнусной действительности он противопоставляет созданную легенду, стараясь уйти от нелепой и дикой жизни:

Кто-то зовет в тишине:

«Брат мой, приблизься ко мне!

Легче вдвоем,

Если не сможешь идти,

Вместе умрем на пути,

Вместе умрем!»;

(«В поле не видно ни зги…»;)

Пытаясь освободиться «от оков повседневности»;, поэт создает об­раз-символ «земли Ойле»;, где «в сиянье ясного Майра, все цветет, все радостно поет»;. Ф. К. Сологуб пишет стихотворения в доступной для читателя форме, не экспериментируя ни с рифмой, ни с разме­ром, предпочитая четкую лирическую композицию. Само поэтиче­ское слово, считал Ф. Сологуб, «средство убеждения и очарования»;. Свое предназначение поэт видит в вознаграждении после смерти, когда творец будет прощен и попадет в рай, так как его голос «воль­ется благовонным дымом в благоуханье райских трав»;:

Когда меня у входа в Парадиз Суровый Петр, гремя ключами, спросит:

«Что сделал ты?»; — меня он вниз Железным посохом не сбросит.

Скажу: «Слагал романы и стихи,

И утешал, но и вводил в соблазны,

И вообще мои грехи,

Апостол Петр, многообразны.

Но я — поэт». И улыбнется он,

И разорвет грехов рукописанье,

И смело в рай войду, прощен,

Внимать святое ликованье.

(«Я испытал превратности судеб…»)

По свидетельству критиков, поэзия Ф. Сологуба не эволюциони­рует, оставаясь неизменной на протяжении всего творческого пути. Свою жизнь, которая кончилась 5 декабря 1927 года, Сологуб счи­тал не первой и не последней. Она представлялась ему в нескон­чаемой цепи преображений.

Меняются обличья, но неизменное Я всегда сохраняется: «Ибо все и во всем — Я, и только Я, нет иного, и не было, и не будет».


Представитель старшего поколения символистов Ф. К. Сологуб