Постижение истины: Андрей Болконский
Лев Николаевич Толстой — великий художник, изображающий, в первую очередь, диалектику души своих героев. Во всех произведениях писатель обращается к нравственным поискам героев, На мой взгляд, лучшими из таким героев являются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Андрей Болконский — это любимый герой Толстого, и именно ему он предназначил тяжелую судьбу.
Писатель сначала относит своего героя к людям-индивидуалистам. Он хочет решить проблему индивидуализма, покончить с ней навсегда.
В русской классической литературе не один Толстой
Князь Андрей Болконский и разночинец Родион Раскольников — родные братья по своему нравственно-психологическому облику. Оба героя угрюмы, мрачны, надменны и горды, но они, вместе с этим, великодушны и добры, иногда холодны и бесчувственны, право, точно в них два противоположных характера поочередно сменяются. Андрея Болконского и Родиона Раскольникова
Но оба путем тяжких испытаний пришли к осознанию тщетности и ничтожества избранного идеала, к горькому разочарозанию в Наполеоне.. Их спасла одна и та же сила — любовь и соединение с тем народом, которому они предлагали свою власть.
Первый раз мы встречаемся с князем Андреем Болконским на балу у госпожи Шерер. Вот в зал входит «… весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его. ..женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно».
Уже с первых слов автора мы понимаем, что среда, в которой воспитывался и жил князь Андрей, очень надоела ему. В ней нет настоящих, мыслящих людей, нет хороших собеседников: все общество мелко и ничтожно. В разговоре с Пьером, человеком, которого искренне любил Андрей, он говорит, что хочет вырваться из этой сферы, хочет и собирается идти на войну.
Но есть и другие, тайные причины, о которых князь Андрей не говорит никому: он мечтает о славе, подобной наполеоновской.
Когда Андрей приезжает в армию, он видит всю неподготовленность русских войск. Болконский очень изменяется в этих условиях. Нет «в выражении его лица, в движениях, в походке прежнего притворства, усталости и лени», он занимался делом приличным и интересным для него.
Князя Андрея многие и здесь не любят, считают холодным и неприятным человеком, а другие, правда, меньшая часть, любят его, признают идеалом. Как только он узнает, что армия в безнадежном положении, он решает спасти ее. Он возомнил себя человеком, «который выведет его же из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!»
Идеалом для Болконского был Наполеон, его слава. Он хотел быть таким же. И вот поле Аустерлица. Идет бой.
Падают и умирают люди. Французы убивают русских, русские — французов. А за что?
И князь Андрей не понимает этого.
— Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью? — думал он. Вот и пришло разочарование, в своих мыслях и делах Болконский начинает сомневаться. Полное прозрение приходит к нему на поле Аустерлица.
Он бежит со знаменем в руках за своей славой, И что? Он ранен. И тут, очнувшись, он видит маленького и ничтожного человека — свой идеал.
Поднимает глаза и. .. Голубое, высокое небо перед ним.
— Как тихо, спокойно и торжественно. ..совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. ..Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. ..ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!.. Князь Андрей понял, что небо Аустерлица открыло ему жизнь природы и человека, что его честолюбивые мечтания, слава Наполеона уже ничто.
— Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего! — подтверждает новые мысли князь Андрей.
После ранения Болконский возвращается домой. Но и здесь его ждут новые испытания. Умирает жена, но рождается сын.
Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, он приходит к выводу, что ему нужно жить для себя и своих близких. Раньше, когда он говорил: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не «страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра. .. я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми..!»- у него была ничтожная, но цель в жизни.
Теперь ее нет. Андрей ищет свое место в жизни, а пока, еще не найдя его, весь отдается родным. Он стал заботливым и любящим отцом, братом, сыном.
Идут дни, а он все говорит себе; «Жизнь для себя, для своих близких — то единственное, что остается мне».
Князь Андрей после Аустерлицкой компании твердо решил никогда не служить в армии. Он занялся государственными делами — помогал своему отцу. Судьба забросила его в Отрадное — имение графа Ростова.
По дороге туда и обратно Болконский обращает внимание на дуб. Дуб — могучее дерево, олицетворение будущей и полной жизни. Андрея поразила его красота, он стал мысленно сравнивать его с собой.
Глубоко взволновала его и прелесть сказочной ночи в Отрадном, сливающаяся с поэтичностью Наташи. Да и сама Наташа поразила его, та девочка, которая, не зная его, его жизни, просто и весело смеется, бегает; ей нет дела ни до кого. Это задело Андрея.
Он снова погружается в свои мысли, ищет и находит выход для себя — это жить. Все это окончательно вернуло Болконского к новой и прекрасной жизни. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе!»
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений в обществе. Он был вдовец, очень богатый человек. Общество принимало его и потому, что «он имел репутацию ума и большой начитанности».
Болконский очень изменился. Он стал появляться в различных кругах, посещать всевозможные балы и вечера. После Аустерлица, после Отрадного князь Андрей начал по-настоящему жить. Но он не остановился в своих нравственных поисках, он все еще искал.
У него, казалось, было все, но, вместе с этим, чего-то не хватало, Он много думал в это время. Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать там то, что не имело на себе общего светского отпечатка. На одном из балов он встречает Наташу. — Он понял, что нашел то, что искал,
— И такою была Наташа, с ее удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке,
После бала Болконский стал часто бывать у Ростовых: ему хотелось видеть Наташу. «Князь Андрей чувствовал в Наташе присутствие совершенно чуждого для него, особенного мира, преисполненного каких-то неизвестных ему радостей, того чуждого мира, который еще тогда, в отрадненской аллее и на окне в лунную ночь, так дразнил его. Теперь этот мир уже более не дразнил его, не был чуждым миром; но он сам вступив в него, находил в нем новое для себя наслаждение». Болконский и Ростова разные люди: он — уравновешенный, она — резвая, веселая, но в них есть то одно, что сближает их — это духовная и нравственная красота, поэтичность натуры.
Наташа полюбила князя Андрея, он отзывается на ее чувства, следовательно, он еще не лишен способности любить.
Никогда я не испытывал ничего подобного, Я влюблен, — думал он. — Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мучения этого я
Не отдам ни за что в мире.- Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Любовь подняла Андрея еще выше.
Он стал более уверенным в своих мыслях и суждениях. Но прошел год и судьба сделала свое дело. Наташа отказала… Князь Андрей внешне равнодушно принял это известие, но душа его была неспокойна.
Он стал грустен и угрюм, много думал о Наташе и сказал себе и Пьеру: «…я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу…»
1812 год. Началась Отечественная война. Андрей по велению своего сердца возвращается в армию. Он сражается теперь не только за себя, за своих родных и близких, но и за несчастную, страдающую Родину.
Андрей отказывается от предложения Кутузова служить в штабе, он остался полковым командиром. На это Кутузов, любящий и уважающий Андрея, говорит: «…твоя дорога — это дорога чести. Я рад за тебя.» Он весь был предан делам своего полка, заботился о своих людях и об офицерах, был ласков с ними. «В полку его называли наш князь, им гордились и его любили».
Бородинское сражение — перелом в жизни и мировоззрении Андрея Болконского. Андрея настигает глупая смерть: он и не был на позиции, а был ранен.
— Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… На перевязочном пункте Андрей постигает новую для себя истину.
— Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это! Да, ему открылось новое счастье, неотъемлемое от человека.
Человек, постигший это — настоящий человек. Мы живем в мире, где много зла и несправедливости, и поэтому мы должны сами бороться за добро. Как писал сам Л. Н. Толстой: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — так и должно быть.
В настоящем человеке должны быть эти три качества. И в Андрее Болконском они были.
Весь смысл идейно-нравственной эволюции Андрея Болконского состоит в постепенном преодолении индивидуалистического самоутверждения и обращения к самоотречению, полному и безусловному, уже в последние часы и минуты жизни. Страстная привязанность к жизни сменяется равнодушием к ней и к своему «я». Уже подошедшую смерть он расценивает как слияние с общим, надличным.
Еще живой, он уже вдумывается «в новое, открытое ему начало вечной любви», которое так отлично от плоской избирательности любви. Разъясняя предсмертное состояние князя Андрея, Толстой пишет: «Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этой земной жизнью. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни…»
Вся жизнь Болконского и была своеобразной подготовкой к такому «слиянию». Под знаком преодоления всего личного прошла жизнь князя Андрея: «То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него близкое и… почти понятное и ощущаемое…»
Толстой своим творчеством утверждает те нормы нравственности и справедливости, которые вырабатывались веками. Мысль о братском единении человека с человеком лежит в основе произведений писателя.
— Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь.
Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что я люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано