ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (2 вариант)

Пусть живые запомнят

И пусть поколения Знают

Эту взятую с боем

Суровую правду солдат.

И твои костыли,

И смертельная рана Сквозная,

И могилы над Волгой,

Где тысячи юных лежат, —

Это наша судьба…

С. Гудзенко

В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведе­ния, как роман В. Гроссмана «Жизнь И судьба», Повести и расска­зы В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Крик», «Убиты под Москвой», «Гуси-лебеди»),

В. Кондратьева («Отпуск по ранению», «Сашка») и др.

Прекрасная повесть о войне В. Некрасова «В Окопах Сталингра­да» появилась в 1942 году. Это было первое произведение неизвест­ного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участво­вавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки подвига солдата.

Читатель

уви­дел в повести великое испытание, о котором написано честно и до­стоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью вой­ны. Это была одна из первых попыток психологического осмысле­ния подвига народа.

События в повести В. Некрасова происходят в сорок втором году при обороне Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточен­ные бои, когда противник прорвался к Волге и отступать было не­куда. И возникает вопрос: кто виноват в этом?

Кто виноват в не­подготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя повести, и у командира пятой роты Фабера, и у других людей.

Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный человек, «…читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит.

Но за эту родину… он будет драться до последнего патрона. А кон­чатся патроны — кулаками, зубами…». Командир батальона Ширя­ев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг.

Им про­тивопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Аб­росимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губитель­ный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у ко­торого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких со­мнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без коле­баний отдать за нее жизнь.

В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его по­священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жесто­ком и тяжелом времени честно и талантливо.

Герой повести В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на пере­довой, где «просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и «…с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка… пшенки на двоих — и будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, пото­му как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хо­тя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя вопло­щены лучшие человеческие качества русского солдата. Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод за­хвата им «языка».

Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка отве­тил просто: «Люди же мы, а не фашисты».

В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолю­бие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность размышлять, умение осмыслить проис­ходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как сле­дует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни.

Понимал и ворчал, как и другие, но не обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых ге­ройств не совершал».

«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое

Трудное время в самом трудном месте на самом трудной должнос­ти — солдатской*, — писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.

Тема народного подвига звучит также в повести писателя-фрон­товика К. Воробьева «Убиты под Москвой». Она появилась в печа­ти в 1963 году, но подверглась резкой критике, была запрещена в продолжение многих лет и вернулась к читателю в 1987 году. Кри­тик Златокуцкий назвал книгу Воробьева повестью о прозрении от слепоты.

Главная мысль — постижение сущности войны всеми ге­роями. В начале повествования мы узнаем о том, как учебная рота в количестве двухсот сорока курсантов идет на фронт. Они шли легко и радостно, фронт казался им чем-то величественным.

Но в страшных условиях жесточайшей войны во многом меняются их представления о жизни.

Молоденькие курсанты переживают первый обстрел, гибель по­литрука роты Анисимова, а затем похороны шести убитых товари­щей, кровопролитные бои и смерть многих бойцов. В финальной сцене мы узнаем, что из всей роты в живых остался только лейте­нант Ястребов.

Война показана К. Воробьевым как народное бедствие. Автор, восхищаясь мужеством своих героев, их подвигом, в то же время как бы спрашивает, почему мы часто не ценим человеческую жизнь, почему так бездумно относимся к урокам нашей истории.

Главный герой повести Алексей Ястребков прошел суровую школу, постиг жестокий опыт войны, стал мужественным воином, до конца выполнил свой долг, долг памяти перед погибшими това­рищами.

Прошло пятьдесят лет, как отгремели победные залпы над Бер­лином, но тема войны, тема подвига, стойкости, мужества совет­ских людей в те трудные, грозовые годы продолжает волновать пи­сателей, поэтов. Они делятся воспоминаниями о пережитом. И это для них самое большое счастье, самая высокая любовь к своему долгу, к Родине, к народу.


ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ (2 вариант)