Произведения о Войне Некрасов Виктор Платонович
Основной темой советской литературы в послевоенные годы было осмысление подвига народа в борьбе с фашистскими оккупантами. Писатели-фронтовики не могли не поделиться своими воспоминаниями о трагических событиях в жизни страны и советского народа. Одним из первых правдивых произведений о Великой Отечественной войне стала повесть В. Некрасова “В окопах Сталинграда”;.
Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) в августе 1941 г. был мобилизован, прошел всю войну. В памяти Некрасова было множество типов и образов, связанных с самыми трагическим
В следующем году писатель был награжден Сталинской премией. Однако в печати стали появляться статьи, обвиняющие автора в излишней правдивости. Правду о войне Некрасов нес и в следующих военных рассказах: “Рядовой Лютиков”; (1948), “Сенька”; (1956), “Судак”; (1958), “Посвящается Хемингуэю”; (1959), “Вторая ночь”; (1960), “Новичок”; (1963). В 1974 г. В. П. Некрасов эмигрировал в Швейцарию, а затем в Париж.
Книга “В
Произведение Некрасова посвящено одному из трагических моментов Великой Отечественной войны – Сталинградской битве. Именно она явилась началом перелома в ходе войны.
Повесть задумывалась Некрасовым как автобиографическая. Писатель хотел поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями о бытности его полковым инженером, строителем укреплений. Повествование идет от первого лица.
Одним из главных героев книги является лейтенант Игорь Керженцев. В повести много достоверного, написана она в лирической манере дневника. В изображении событий повесть похожа на киномонтаж, где кадры быстро сменяют друг друга, мелькают и пропадают. Несмотря на фрагментарность изображаемого, впечатления разорванности нет.
Повесть “В окопах Сталинграда”; производит впечатление фоторепортажа, в котором четко зафиксированы реальные события.
Особенное место в повести занимает вопрос о той цене, которую русский народ заплатил в этой войне. Были ошибки в командовании, за это судили, но люди все равно погибали. “Храбрость не в том, чтобы с голой грудью на пулемет лезть… Не атаковать, а овладевать”;. Действительно, нужно беречь людей, чтобы было кому воевать.
Но сохранить людей удавалось далеко не всегда. Там, где не хватало оружия, брали массой, заведомо посылая солдат на смерть. И все-таки победили.
Повесть В. Некрасова “В окопах Сталинграда”; стала настоящей правдой о войне, написанной человеком, который сам воевал, сидел в окопах, командовал ротой. В. Некрасов был одним из первых писателей, кто не испугался написать о неумном командовании, равно признать ошибки и победы, “дегероизировать”; само понятие подвига, показав, что подвиг заключается в самой будничной жизни солдата.
Повесть “В окопах Сталинграда”; имела принципиальное значение для дальнейшего развития военной темы в советской литературе. Она стояла у истоков столь заметно заявившей о себе на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов литературы фронтового поколения, которую потом называли “лейтенантской прозой”;. В. Некрасов был признанным ее лидером.
Писатели, которые, по словам Твардовского, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командира полка не ходили”; и “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”;, составили целую плеяду хорошо известных имен. В течение шести-семи лет вышли в свет фронтовые лирические повести Ю. Бондарева “Батальоны просят огня”; и “Последние залпы”;, Г. Бакланова “Южнее главного удара”;, Ю. Гончарова “Повесть о моем ровеснике”;, Б. Балтера “До свидания, мальчики”;, В. Быкова “Журавлиный крик”;, “Третья ракета”; и “Фронтовая страница”;, В. Астафьева “Звездопад”;, К. Воробьева “Крик”; и “Убиты под Москвой”;.
Излюбленным жанром этих писателей была лирическая повесть, написанная от первого лица. Их проза не всегда строго автобиографична, но она насквозь пропитана авторскими воспоминаниями о фронтовой юности. У каждого из этих писателей была своя война, и все-таки многое в пережитом на фронте было достоянием тысячи тысяч.
Обыденный фронтовой опыт на солдатском и лейтенантском уровне приобрел новое качество при художественном воплощении. В лирической повести он приближен к читателю так, что артиллерийская канонада и автоматные очереди не заглушают стонов и шепота, а в пороховом дыму и пыли снарядов и мин можно разглядеть в глазах людей решимость и страх, муку и ярость.