ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (вариант 1)

Огромная популярность таланта Льва
Толстого давно перешагнула границы нашей
страны. Его знает весь мир. Недаром Горь-
кий писал: «Не зная Толстого, Достоевского,
нельзя считать себя знающим свою страну,
нельзя считать себя культурным человеком».
В чем причина непреходящего интереса к ро-
ману? Что заставляет обращаться к нему
людей разных наций, отдаленных от его ге-
роев и временем, и социальной средой, и
другими проблемами. Мы не устаем повто-
рять, что равного в литературе Толстому нет.
Почему? Огромный

дар и художественная
неповторимость позволили Толстому пока-
зать жизнь целого народа, целой нации, це-
лой страны, имя которой — Россия. На стра-
ницах романа оживает история, встают люди
во плоти и крови, с их помыслами, радостя-
ми и горестями, исканиями и заблуждения-
ми, любовью и ненавистью, с победами и по-
ражениями, творческие искания Толстого
всегда были связаны с жизнью.
Герои «Войны и мира», как положитель-
ные, так и отрицательные, относятся прежде
всего к среде высшего, правящего дворянст-
ва. Толстой нарисовал широкую картину
жизни дворянского
общества, изобразил его
со всеми присущими ему чертами: парази-
тизмом, безнравственностью, невежеством,
полной отчужденностью от народа. Заслуга
писателя в том, что он, беспощадно рисуя
дворянское общество, показал и немногочис-
ленные семьи лучших дворян, в том числе
и просвещенную их часть (Болконские и Бе-
зуховы).
Все передовое в среде дворянства было
явлением исключительным. Как правило,
у Толстого образы положительные обладают
именно чертами исключительности, и судьбы
их в романе развиваются в столкновении с
«большим миром», который Толстой рисует
отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна
Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен
Безухова несут в себе прежде всего черты
своего класса. Толстой подчеркивает, что
каждый его герой — порождение среды,
плоть от плоти ее, и каждый чувствует себя
в этой среде как рыба в воде. По мнению
Толстого, Наташа — это идеал женщины.
Это богатая, щедро одаренная натура. Отку-
да взялась эта чуткая, трогательная, чудная
девушка? Семья Ростовых, как и семья Бол-
конских, резко выделяется среди обычных
дворянских семей. Семья Ростовых подобна
тем семьям, из которых выходили жены де-
кабристов и другие передовые люди XIX ве-
ка. Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпа-
тии и антипатии — все это русское, нацио-
нальное. Они впитали в себя дух народа с его
жизнерадостностью, умением стойко стра-
дать, легко идти на жертвы не напоказ, а со
всей душевной широтой. Самая яркая черта
в Наташе — это поэтическое мироощущение,
душевная доброта, открытость для каждого,
кто ее окружает.
Появившись впервые на балу, Наташа
оказывается так мало похожей на светских
барышень, что уже там отчетливо проявля-
ется контраст между ней и светом. Едва пе-
решагнув через порог «взрослой жизни», На-
таша оказывается обманутой. К Ростовым,
и прежде всего к общей любимице Наташе,
тянутся лучшие люди — Андрей Болкон-
ский, Пьер Безухов, Василий Денисов, Увле-
чение Наташи Анатолем Курагиным, этим
пустым светским человеком, говорит о ее не-
опытности. Наташа — натура щедро одарен-
ная, поступки ее оригинальны, над нею не
тяготеют никакие предрассудки, руководит
ею сердце. Наташа — это пленительный об-
раз русской женщины, одинокой, чужерод-
ной чувствует себя Наташа среди столичных
аристократов. Лестью, игрой на доверчивос-
ти и неопытности Курагин увлекает ее, и в
этом помогает ему его развратная сестра
Элен Курагина. После тяжелой болезни, явив-
шейся результатом душевных потрясений,
Наташа вернулась к жизни обновленной. Бе-
да не сломила ее, свет не одержал над нею
победы.
Наташа принимает активное участие в
событиях 1812 года. Широта, независимость,
смелость, страстное отношение ко всем явле-
ниям жизни — таковы черты, наполняющие
этот образ. Он пленял современников и пле-
няет нас.
Особняком стоит в семье Ростовых Ве-
ра — старшая сестра Наташи. Холодная, не-
добрая, она в доме Ростовых — тело инород-
ное. Воспитанница Соня, полная самоотвер-
женной и благодарной любви ко всей семье,
завершает галерею семьи Ростовых.
Так же, как и Наташа Ростова, княгиня
Марья — представительница плеяды луч-
ших женщин дворянской России начала
XIX века. Образ этот необыкновенно слож-
ный. По художественной яркости он занима-
ет одно из первых мест среди героев Тол-
стого. Нравственная высота, сила характера,
женственность выделяют княгиню Марью
среди многих женских персонажей мировой
литературы. Толстой делает этот образ, несмо-
тря на сложность и противоречивость, необык-
новенно поэтическим, цельным, законченным,
обаятельным. Княгиня Марья — художест-
венное воплощение толстовского идеала жен-
ственности.
Лучшие представители дворянства, и
среди них Наташа и княгиня Марья, как пра-
вило, щедро одаренные натуры. Они выделя-
ются из среды своего класса прежде всего
гуманностью, подлинным патриотизмом, вы-
сокой моралью. В них ярко проявляются
черты русского характера. И в этом большая
заслуга Толстого.


ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» (вариант 1)