Образы русских женщин в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Слава великого русского писателя Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир. Недаром Горький писал: «Ne зная Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». В чем причина непреходящего интереса к роману «Война и мир»?
Что заставляет обращаться к нему людей разных национальностей, отдаленных от его героев и временем, и социальной средой? Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость
На страницах романа оживает история, встают люди во плоти и крови, с их помыслами, радостями и горестями, исканиями и заблуждениями, любовью и ненавистью, с победами и поражениями.
Герои «Войны и мира», как положительные, так и отрицательные, относятся, прежде всего к среде высшего, правящего дворянства. Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему чертами: паразитизмом, безнравственностью, невежеством, полной отчужденностью от народа.
Все передовое в среде дворянства было явлением исключительным. Как правило, у Толстого образы положительные обладают именно чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с «большим миром», который Толстой рисует отрицательно. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса.
Толстой подчеркивает, что каждый его герой — порождение среды, плоть от плоти ее, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде.
По мнению Толстого, Наташа — это идеал женщины, необыкновенная, щедро одаренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и семья Болконских (особенно Мария Болконская), резко выделяются среди обычных дворянских семей. Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов.
Уклад жизни Ростовых, обычаи, симпатии и антипатии — все это русское, национальное. Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением легко идти на жертвы, не напоказ, а со всей душевной широтой. Самая яркая черта в Наташе — это поэтическое мироощущение, душевная доброта, открытость.
При первом появлении Наташи на балу сразу видно, как мало она похожа на светских барышень, как великий контраст между ней и «светом». Едва перешагнув порог родного дома, Наташа оказывается обманутой. К Ростовым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Наташи Анатолем Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о ее неопытности.
Наташа — натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. Наташа — это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствует она себя среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра Элен Курагина.
После тяжелой болезни, явившейся следствием душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы.
Наташа принимает активное участие в событиях 1812 года. Независимость, смелость, страстное отношение ко всем явлениям жизни — таковы черты, наполняющие этот образ. Он пленял современников и пленяет нас.
Особняком стоит в семье Ростовых Вера — старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, чужая в кругу братьев и сестры, она в доме Ростовых — тело инородное. Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье, завершает галерею семьи Ростовых.
Княжна Марья, как и Наташа Ростова, — представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. Образ этот необыкновенно сложен. По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого.
Нравственная чистота, сила характера, женственность выделяют княжну Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на его сложность и противоречивость, необыкновенно поэтичным, цельным, законченным, обаятельным. Княжна Марья — художественное воплощение толстовского идеала женственности.
Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга.
Показательно, что все они красивы, но красивы застывшей красотой. Они всегда одинаковы. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали; так, много раз проходят перед читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой.
Они способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям, склонны к самоанализу.
Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого их отношение к другим персонажам, способность отречься от себя ради другого, по-каратаевски, разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, дружбе, семье. Герои нелюбимые показаны в отрыве от этих ценностей. Например, семья Курагиных, которую и семьей назвать сложно. Ведь их объединение лишено, по выражению С. Бочарова, той «родовой поэзии», которая свойственна семьям Ростовых и Болконских, где отношения строятся на любви и самоотдаче.
Курагиных объединяет только животное родство, они даже не воспринимают себя как близких людей (достаточно упомянуть нездоровый эротизм в отношениях Анатоля и Элен, ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «шишки родительской любви» и дети — «обуза его существования»). Можно также вспомнить о бездетной хозяйке светского салона Шерер и о слезах растроганного Наполеона, когда тот глядит на портрет сына (любовь — явно не самое главное чувство, которое он при этом испытывает).
Любимые герои Толстого — плоть от плоти природы. Все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их «собственное» небо, с которым связаны важные, порой эпохальные перемены в их душах.
Толстой показывает своих героев в их отношении к искусству, которое помогает выявить у одних фальшь и бездуховность, у других — тонкость душевного восприятия и глубину чувств. Вспомним о роли музыки в доме Ростовых, об оперном спектакле, показанном сквозь призму восприятия Наташи.
Лучшие представители дворянства (и среди них Наташа Ростова и княжна Марья) — щедро одаренные натуры. Им свойственна прежде всего гуманность, подлинный патриотизм, высокая мораль. В них ярко проявляются черты русского характера.
И в этом большая заслуга Толстого.