Образ Маши Мироновой в повести Пушкина “Капитанская дочка”

Сюжетная роль

Мария Ивановна Миронова – главный женский образ романа “Капитанская дочка”: она и есть дочь капитана Миронова – коменданта Белогорской крепости, павшей под натиском войска Пугачева где-то в Приуралье. По приказу Пугачева Машины родители были казнены. Машу, больную, в лихорадке, приютила семья местного священника, выдав за собственную дочь.

До кульминации повести – взятия крепости Пугачевым – мы в завязке сюжета со слов повествователя Петра Гринева узнаем о том, как они с Машей, оба лет около восемнадцати,

полюбили друг друга; как он дрался из-за нее на дуэли со своим сослуживцем Алексеем Швабриным; как после написал письмо своему отцу с просьбой о разрешении на брак с капитанской дочкой, но получил категорический отказ. Тогда Маша решила, что “не судьба”, что следует покорно принять волю родителей Гринева и оставить мысль о любви и о браке. И тут в ее личную жизнь вмешалась история государства российского…

Внешность, привычки, характер героини

Чем замечательна Маша? Поначалу кажется, что ничем она не замечательна – как, собственно, и ее избранник Петруша Гринев. В своей последней повести Пушкин

задался целью показать двух самых обыкновенных молодых людей, не блещущих умом и образованием, но с крепкой нравственной основой, позволившей им в экстремальных условиях русской истории не только выжить, но и, согласно эпиграфу повести, сберечь честь смолоду.

И имя, и внешность Маше даны совершенно фольклорные. Она истинная Маша русских народных сказок: румяная и круглолицая, светло-русые волосы гладко зачесаны за уши, сидит себе в углу простой деревенской избы да тихо шьет. А когда отец-капитан решил испытать крепостную пушку, Маша чуть не умерла от страха, так что уж с тех пор и до самого пугачевского пришествия из пушки ни разу не стреляли, чтобы не испугать капитанскую дочку.

Развитие характера

И вот эта самая Маша, “дурочка” и “трусиха”, выдерживает угрозы и пытку голодом, которым подвергает ее новый комендант крепости – влюбленный в нее Швабрин, лютый враг Гринева. Швабрин требует, чтобы Маша вышла за него замуж. Она находит способ послать весточку Гриневу. Ее письмо – шедевр пушкинского художественного эпистолярия, заставляющий вспомнить знаменитое письмо Татьяны Лариной, но с одним замечательным отличием: в этом письме влюбленной девушки нет ни слова о любви!

И мудрость, и наивность, и мужество, и отчаяние, и безграничная уверенность в преданности своего рыцаря – весь этот сплав редких качеств и искренних чувств, по признанию Гринева, чуть не свел его с ума. Но, совладав с собой, он начинает действовать. После отказа генерала дать ему отряд, чтобы “очистить Белогорскую крепость”, молодой офицер вспоминает об особом расположении к нему Пугачева и, прибегнув к помощи “главного злодея”, спасает Машу от Швабрина и увозит в расположение царских войск.

А оттуда, в сопровождении своего верного слуги Савельича, отправляет Машу к своим родителям.

Маша, не умеющая говорить красиво и оригинально, прощаясь с Гриневым, при помощи, казалось бы, избитых, штампованных слов, умеет искренне выразить всю себя, свою безмерную благодарность и любовь. Впервые и “знаково”, в пределах одной этой фразы, переходит она с возлюбленным на “ты”. В одной фразе сказались и испытанные в горестях вера, надежда и любовь, и нежное, преданное сердце, и обретенные мужество и опыт: “Придется ли нам увидаться или нет, Бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце”.

Дочь геройски погибшего капитана Миронова повсюду встречают с почестями. А те, кто узнают ее ближе, не могут не согласиться с Савельичем в том, что другого такого “ангела Божия” на грешной земле не найти и “что такой невесте не надобно и приданого”. Старики Гриневы сразу ее полюбили, и вопрос о свадьбе был решен – как вдруг новые напасти: по навету Швабрина Гринев попадает под суд над “пугачевцами” и, не желая впутывать в “расследование” Машу, молчит об истинной причине своих наездов в пугачевский стан.

Его приговаривают к вечному поселению в Сибири.

Получив известие о печальной судьбе Гринева, Маша догадывается и о том, почему он молчал на следствии, и о том, что теперь настал ее черед спасать. И тут мы возвращаемся в мир русских народных сказок: отправившись искать правды в самом Петербурге, Маша Миронова в царскосельском саду случайно встречается с самой царицей. Но гений Пушкина и тут побеждает условность сюжета, заставляя читателя переживать все нюансы решительного объяснения о судьбе Гринева.

Когда еще не узнанная Машей Екатерина Вторая читает заранее заготовленное прошение и строго отзывается об “изменнике” и когда Маша вскрикивает “Ах, неправда!” – мы волнуемся и верим.

Замечательно окончание повести о капитанской дочке: получив прощение для Гринева, Маша тут же уезжает в деревню, “не полюбопытствовав взглянуть на Петербург”. Тщетны потуги петербургской образованности, молодая европейская столица нисколько не интересна красной девице из русской сказки, у которой какая-то своя нравственная сила своей “умом непонятной” природы…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Маши Мироновой в повести Пушкина “Капитанская дочка”