НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Наш XX век — это век новых технологий. Техника стремитель­но врывается в жизнь людей, она облегчает им труд, заполняет до­суг человека. Однако технический прогресс часто вступает в конф­ликт с моралью, противоречит нравственным понятиям.

Александр Беляев, видя успехи человечества в медицине, еще в двадцатых годах ставил вопрос о нравственной стороне техническо­го прогресса. В своем научно-фантастическом романе «Голова про­фессора Доуэля» Он рассказывал о существовании головы человека отдельно от своего тела. Это, конечно, было

целесообразно с прак­тической точки зрения. Сама возможность существования головы отдельно от тела открывала безграничные просторы, вплоть до веч­ной жизни.

Но это переворачивало веками сложившиеся представ­ления о смерти человека как о неизбежном явлении, противоречи­ло всем нравственным нормам общества.

Этот конфликт происходит не только в научно-фантастических произведениях, он происходит и в нашей повседневной жизни каж­дый день и каждую минуту. И это неудивительно, ведь успехи че­ловечества в медицине действительно были ошеломляющими. Бла­годаря развитию химии и физики, человечество победило

многие болезни, которые на протяжении столетий уносили тысячи жиз­ней.

Открытие рентгеновских лучей и радиоволн позволило лечить переломы рук, ног, шеи и даже позвоночника. Техника стремите­льно совершенствовалась, и стали возможны операции на сердце, а также пересадка органов. Известие о пересадке органов произвело переворот в научном мире, однако церковь долгое время была про­тив этого.

Сейчас этот метод успешно применяется во всех ведущих клиниках мира.

Усовершенствование орудий труда произошло с огромной скоро­стью. От плуга на конной тяге люди перешли к мощным тракто­рам. Произошел переворот в производстве оружия и военной техни­ки, но, с другой стороны, последняя мировая война унесла огром­ное количество жизней: только с нашей стороны погибло более два­дцати миллионов человек.

Благодаря появлению автомобилей, самолетов и вертолетов, воз­росла скорость передвижения и улучшился комфорт, однако еже­годно от Авиа — И автокатастроф гибнут десятки тысяч человек.

Вообще технический прогресс — это очень противоречивое явле­ние. Он задал столько загадок, что все и за год не разгадаешь. Очень трудно осмыслить, что в нашем мире важнее: технический прогресс или нравственность.

По приведенным мною фактам из ху­дожественной и научной литературы трудно решить, что нужнее. Я не думаю, что человечество откажется от автомобилей и самолетов,

Всех удобств, от атомных электростанций, которые дают около тре­ти всей энергии. Скорее, оно откажется от нравственности, что го­раздо страшнее, чем жизнь без удобств. Если человечество потеряет свой нравственный облик, то снова воцарится фашизм.

Появятся новые концентрационные лагеря, в которых, мучая и убивая лю­дей, «доктора» будут «двигать прогресс». Ведь пятьдесят лет назад фашизм остановили именно нравственные идеалы человечества, со­страдание и взаимопомощь. Тогда люди поняли, что нельзя двигать технический прогресс с помощью бесчеловечных экспериментов над людьми.

А если посмотреть с другой стороны, если бы господ­ствовала нравственность, если бы технический прогресс отсутство­вал, что было бы тогда? Тогда мы, скорее всего, так и остались бы на уровне XV-XVI веков, где святая инквизиция пресекала бы всякую попытку внедрить что-нибудь новое.

Так что трудно оценить, что важнее — технический прогресс или нравственность. Я думаю, что только при наличии обеих этих вещей, при борьбе одного с другим может развиться высокоразви­тое, гуманное общество.


НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС