Мой обвиняемый Евгений Базаров

Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается конфликт «отцов и детей». Идея романа, по определению самого автора, — показ «торжества демократизма над аристократией».

Представителем демократического лагеря выступает главный герой романа Евгений Базаров.

Базаров родился в семье бедного уездного лекаря, прошел «школу труда и лишений», из которой вышел «сильным и суровым» человеком. Эта школа

пробудила в герое грубую материалистическуюнатуру, отрицающую все жизненные принципы и приоритеты. Базаров приобщает себя к народу, так как его дед «землю пахал», но ведь он и презирает свой народ, ненавидит его патриархальность. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемыми компонентами жизни людей.

Поэтому, на мой взгляд, ни о каком сплочении с народом не может быть и речи. Все красивое, достойное восхищения для Базарова лишь «вздор». Он пренебрегает безмерной любовью своих родителей. Заявляет, что природа не храм, а мастерская, однако живописные описания природы,

которыми наполнен роман, убеждают читателя в обратном: природа — храм, а не мастерская, только жизнь в гармонии с окружающим миром может принести человеку счастье,

Его также не волнуют чужие чувства и переживания: поцеловав Фенечку, он даже не подумал о том, что этот поцелуй может разрушить ее отношения с Николаем Петровичем. Базарову не нужны друзья, которые ему бы сочувствовали и любили его. Ему нужны лишь единомышленники.

Евгению присущи такие качества характера, как болезненное самолюбие, непоколебимая уверенность в себе и своей правоте, готовность в угоду своей идее совершать насилие.

Проанализировав поступки и образ жизни и мыслей героя, нетрудно прийти к выводу, что он — бездуховное существо, способное лишь следовать по выбранному пути без каких-либо отклонений. Таковым Базаров предстает не только перед нами, но и перед самим собой. Он считает себя проповедником «нигилизма». Однако это лишь маска.

Герой не выдерживает испытаний судьбы: он влюбляется в Одинцову, хотя до этого считал любовь «вздором». Евгений отрицает все приличия, но, между тем, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича Кирсанова. Базаров думал, что школа «лишений и труда» стерла с его сердца человеческое отношение к жизни, но он ошибся. Эта ошибка превратила его идеалы и стремления в прах.

Поэтому его можно назвать несостоявшимся «нигилистом». Эта несостоятельность послужила и причиной его последнего желания увидеть перед смертью Одинцову.

Я думаю, что смерть была для него единственным способом заглушить в себе боль разочарования. В последней сцене романа автор умышленно описывает ту вечную природу, на спокойствие которой покушался Базаров, которая дает «нигилисту» успокоение..

Появление человека на свет сопровождается радостью и любовью, уход из жизни — горем и скорбью, поэтому отрицание чувств бессмысленно. Как бы мы ни сопротивлялись моральным категориям, они все равно берут верх. Поэтому зачем лишать себя счастья, альтернативой которому рано или поздно будет горькое разочарование?

В связи с этим я могу обвинить Базарова в неприятии не только культуры, обычаев и традиций народа, но и самого народа как такового.


Мой обвиняемый Евгений Базаров