Евгений Базаров и П. П. Кирсанов (по роману И. С. ТУргенева “Отцы и дети”)

…Видя этих двух людей лицом к лицу, можно себе представить борьбу, происходящую между двумя поколениями…
Д. И. Писарев.
Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” является одним из самых известных произведений русской литературы. Действие романа разворачивается в конце пятидесятых годов XIX века. В это время Россия стояла на пороге больших преобразований. Общество раскололось на два противоборствующих лагеря: либералов и революционеров-демократов.

И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но по-разному относились

к их осуществлению. В результате неизбежно возник конфликт между двумя политическими течениями России. Выразителем идей разночинцев-демократов в романе является Евгений Базаров.

Ему противопоставлено либеральное дворянство, наиболее яркий представитель которого – П. П. Кирсанов. Конфликт этих двух героев – это конфликт двух эпох, двух мировоззрений, двух культур.
Павел Петрович Кирсанов, военный в отставке, бывший светский лев, является типичным аристократом. Он сохранил свои привычки, даже живя в деревне: носит модный галстук и лаковые полусапожки, воротничок его рубашки всегда накрахмален.

Такая изысканность смотрится даже несколько комично на фоне простой сельской обстановки.

Все свое время Павел Петрович проводит в праздности и безделье. Отсутствие деловых качеств не позволяет ему помочь брату, имение которого приходит в упадок.
Противником Кирсанова является Евгений Базаров. Он сын уездного лекаря, но ничуть не стесняется своего неаристократического происхождения и даже гордится им. Евгений равнодушен к своей внешности. Его одежда отличается простотой и практичностью.

Базаров предстает перед нами человеком мрачным, отгороженным от внешнего мира, но обладающим большой внутренней силой и энергией. Он не мыслит своей жизни без ежедневного труда и собственной деятельностью приносит реальную пользу людям.
У Базарова и П. П. Кирсанова разные жизненные позиции.
Евгений Базаров – нигилист, то есть человек, полностью отвергающий любые авторитеты, не принимающий на веру ни одного принципа. Он убежденный материалист, интересуется только естественными науками, а философию, религию, искусство называет романтизмом и чепухой. Базаров принимает только то, что полезно: “Мне скажут дело – я соглашусь”.
Павел Петрович – убежденный либерал и яростный противник нигилизма. Вся его жизнь основана на устаревших “принсипах”. “Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов…шагу ступить, дохнуть нельзя”, – говорит он. Кирсанов – противник материализма, поэтому презрительно относится к увлечению Базарова естествознанием.
Разногласия во взглядах на жизнь либерала П. П. Кирсанова и нигилиста Е. Базарова приводят к постоянным столкновениям между ними. Они спорят о многих актуальных проблемах того времени. В результате мы видим их отношение к общественному строю, дворянству, народу, религии, искусству.
Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Базарову же недостаточно мелкого обличительства, если прогнили основы. “Исправьте общество”, – только в этом видит он пользу. Ответ Кирсанова: “Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды…”.

Значит, этот человек не собирается ничего изменять. В отличие от аристократов, главное занятие которых – “ничегонеделание”, нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Деятельность – их главная цель.

Но какая деятельность? Молодежь пришла разрушать и обличать, а построением должен заняться кто-то другой. “Сперва нужно место расчистить”, – говорит Базаров.
Не менее принципиальным является спор героев о русском народе.
Павел Петрович умиляется его религиозностью и патриархальностью, отсталостью и традиционностью. Базаров же, напротив, презирает мужика за его невежество, считает, что “грубейшее суеверие душит страну”. В то же время Кирсанов пренебрежительно относится к простым людям: разговаривая с крестьянами, он “морщится и нюхает одеколон”.

Базаров же гордится тем, что умеет говорить с народом, а его “дед землю пахал”.
Серьезные расхождения у “отцов” и “детей” обнаруживаются и в отношении к искусству, к природе.
Павел Петрович не чуждается духовной жизни и культуры. Его раздражает отрицание Базаровым всего того, что не имеет практического смысла. Для Базарова же “читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою – нелепо”.

Он считает, что искусство размягчает душу, отвлекает от дела.
Кирсанов, понимая, что не может победить нигилиста в споре, прибегает к последнему способу решения проблемы – дуэли. Иронически изображая схватку, Тургенев подчеркивает нелепость поведения Павла Петровича, несостоятельность его убеждения, что силой можно заставить поколение “детей” думать так же, как поколение “отцов”. Кирсанов и Базаров остаются каждый при своем мнении.
В этом противостоянии нигилиста и аристократа не нашлось победителя. Финал романа подчеркивает безжизненность идей обоих героев. Павел Петрович уезжает в Дрезден, где продолжает вести аристократический образ жизни, понимая, что в России наступает совершенно другое время.

Базаров отправляется в деревню к родителям, признав несостоятельность своих взглядов.
Таким образом, в романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев показал идейную борьбу двух поколений, борьбу отживающего свой век старого и рождающегося нового мира. Мы видим, что принципы и идеалы “отцов” уходят в прошлое, но и молодое поколение, вооруженное идеями нигилизма, не способно обеспечить будущее России, ведь прежде, чем разрушать, надо знать, что строить. Ни в коем случае нельзя отбрасывать опыт предшественников.

Крепкая нить должна связывать одно поколение с другим, только тогда возможно движение вперед.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Евгений Базаров и П. П. Кирсанов (по роману И. С. ТУргенева “Отцы и дети”)