Г. Флобер о Л. Толстом. «Какой художник и какой психолог!» (о романе «Война и мир)

«Война и мир» занимает особое и почетное место как в творчестве Толстого, так и в истории русской и мировой литературы. В произведении органически сочетается невиданный ранее размах эпического повествования с глубиной психологического проникновения в судьбы людей, в их сложный и нередко противоречивый внутренний мир.

Герои Толстого умеют так глубоко чувствовать, наделены таким даром взаимопонимания, что нередко им и не нужно слов (обычный мотив Фета и Тютчева). Достаточно вспомнить встречу Николая Ростова и Сони, когда он назвал

ее вы, «но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались», или реакцию Наташи на объяснение в любви князя Андрея: «Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?»

Любопытна манера разговора мужа и жены — Пьера и Наташи. Когда у них все в порядке, существует такая психологическая близость, которая дает возможность разговаривать «без посредства суждений, умозаключений и выводов». Они и без того понимают друг друга с необыкновенной ясностью и быстротой. Если же Пьер обращается к логике, начинает говорить рассудительно и спокойно, и Наташа, «увлекаясь

его примером, начинает делать то же» — значит, дело идет к ссоре.

Так проявляется важнейшая для писателя идея нравственного единения людей, необходимости взаимопонимания и душевной близости.

Толстому важны не внешние черты, не физическое совершенство героев, а тот «внутренний свет», который делает столь привлекательной некрасивую княжну Марью. Портрет героев становится средством психологической характеристики — как и способность действующих лиц воспринимать природу, близость к которой для Толстого есть показатель морального здоровья человека.

Вспомним два знаменитых эпизода, в которых рассказывается о впечатлениях князя Андрея от старого дуба. Сначала герой романа изображен усталым, разочарованным. Ранняя весна. Березы уже все усеяны зелеными клейкими листочками, но старый дуб «один не хотел подчиняться обаянию весны».

И Андрей с грустью думает о бессмысленности своих надежд: «жизнь кончена!» Но произошла встреча с Наташей. И на обратном пути перед князем Андреем предстает тот же дуб — но как же он преобразился! Дуб ожил, весь покрылся сочными молодыми листьями, раскинулся целым зеленым шатром. На князя Андрея снизошло «беспричинное весеннее чувство радости и обновления».

Он припомнил лучшие минуты своей жизни: Аустерлиц с его высоким небом, разговор с Пьером на пароме, девочку, взволнованную красотой ночи.

В романе-эпопее Толстой применяет разные формы повествования. Точка зрения автора все время смещается. События могут изображаться крупным планом, тогда возникают детали, подробности, и мы получаем возможность увидеть и запомнить короткую верхнюю губку с чуть чернеющими усиками Лизы Болконской или большие лучистые глаза княжны Марьи.

Но крупный план может смениться общим, позволяющим охватить сверху, как бы с высоты птичьего полета, широкую панораму сражения.

Для миллионов читателей всего мира знакомство с романом доставляет громадное эстетическое наслаждение. Глубоко прав был Тургенев, который 20 января 1880 г. писал редактору одной французской газеты: «Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нем частная и общественная жизнь в первые годы нашего века воссоздана мастерской рукой… Я повторяю — и я был бы счастлив, если бы к моим словам отнеслись с доверием, — это великое произведение великого писателя и это подлинная Россия».


Г. Флобер о Л. Толстом. «Какой художник и какой психолог!» (о романе «Война и мир)