Цветовые эпитеты в поэзии Б. Окуджавы
Каждый писатель рисует мир по-своему. Неповторима и та гамма цветов, которую он использует. Главная роль в этом принадлежит эпитету — образному определению предмета.
Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным.
Настроение автора играет роль цветового фильтра: под его воздействием один и тот же предмет может оказаться и «алым», и «кроваво-красным», и «грязно-красным». Внимательно присмотреться к цветовым эпитетам — значит глубже понять поэта.
Слушая песни или читая стихи Б. Окуджавы, сразу обращаешь внимание
Скопление таких определений не создает пышности и вычурности, а лишь подчеркивает яркость и пестроту реального мира.
В одном из ранних стихотворений Б. Окуджава нашел применение цветам:
…Белую краску возьми, потому что это — начало, потом желтую краску возьми, потому что все созревает, потом серую краску возьми, чтобы осень в небо плеснула свинец, черную краску возьми, потому что есть у начала
( «Как научиться рисовать» )
Мы видим, что поэт использует цветовые эпитеты и в прямом, и в переносном значении: «белое» и «черное» означают «начало» и «конец».
В текстах Окуджавы нередко приобретает символический смысл слово «белый». Белый цвет связан с представлением о мире, противостоящем войне:
… Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
(«До свидания, мальчики»)
Лишь белые вербы,
как белые сестры, глядят тебе вслед.
(«Песенка о пехоте»)
Белый цвет имеет для автора особое значение, потому что несет в себе возвышенную чистоту природы:
…Два кузнечика зеленых пишут белые стихи.
Они перышки макают в облака и молоко,
чтобы белые их строчки было видно далеко…
(«О кузнечиках»)
Окуджава играет значением оборота «белые стихи». Источником белизны, чистоты становятся облака — частицы неба — и молоко, связанное с домашним уютом. Шуточный рассказ о кузнечиках становится очень серьезным.
Это стихотворение о том, что стихи пишутся самой жизнью, отраженной в сознании поэта, а его рукой должны водить самые светлые и высокие чувства.
Эпитет «красный» становится в стихах Окуджавы знаком тревоги, напоминает об огне и крови:
…Ты подкинь-ка, смеясь, августовского хворосту
своей белою пригоршней в красный огонь.
(«Стихи без названия — 3»)
Не пугайся слова «кровь» —
кровь, она всегда прекрасна,
кровь ярка, красна и страстна,
«кровь» рифмуется с «любовь».
(«Два великих слова»)
Интересно, насколько гармонична поэзия Окуджавы: он одинаково часто использует слова «белый» и «красный», наполняя мир то чистотой и покоем, то яростной тревогой.
Рисуя картины природы, поэт постоянно обращается к синему и голубому цветам. В его стихах возникают «голубые леса», «синее небо», «синие горы», «майская синева». Призыв к живописцам: «Окуните ваши кисти в голубое…» — воспринимается как просьба видеть и воспевать красоту природы.
Цветовые эпитеты, которые использует Окуджава, помогают ему вовлечь читателя и слушателя в мир, где царят чистота и любовь.