Что такое Интерьер? Определение
Интерьер — описание внутреннего убранства помещений, бытовой обстановки, дома в художественном произведении. Наряду с портретом, диалогами, пейзажами интерьер является важнейшим средством характеристики персонажа. Описание обстановки мы находим уже в античной литературе. Так, в поэме Гомера «Одиссея» читаем:
После того как вошли они в дом Одиссеев высокий,
Гостя копье он к высокой колонне понес и поставил В копьехранилище гладкое, где еще много стояло Копий других Одиссея, могучего духом в несчастьях.
После богиню подвел
Тканью застлав, усадил, а под ноги придвинул скамейку. Рядом и сам поместился на стуле резном, в отдаленьи От женихов, чтобы гость, по соседству с надменными сидя, Не получил отвращенья к еде, отягченный их шумом,
Также, чтоб втайне его расспросить об отце отдаленном. Тотчас прекрасный кувшин золотой с рукомойной водою В тазе серебряном был перед ними поставлен служанкой Для умывания; после расставила стол она гладкий.
Хлеб положила перед ними почтенная ключница, много Кушаний разных прибавив, охотно их дав из запасов.
В произведениях эпохи Возрождения интерьеры
Крыши были аспидные. Над карнизами поднимались позолоченные статуи людей и животных. Водосточные трубы были расписаны золотом и глазурью.
Они спускались в широкие желоба, которые шли под землей до самой реки.
В аббатстве было 9332 комнаты. Все они выходили в огромный общий зал. Снизу в этот зал вела прекрасная лестница.
Она была так широка, что шестеро вооруженных копейщиков, построившись в ряд, могли подняться по ней до самого верха.
Справа, между двумя башнями, помещалась огромная библиотека. Слева жили молодые девицы, а в остальных комнатах юноши. Перед комнатами для девиц были устроены прекрасный театр и бассейн для плавания, а также великолепные трехъярусные бани, снабженные благовонной смолистой водой.
Вокруг здания был разбит красивый парк для прогулок.
Возле парка располагался фруктовый сад, где деревья были посажены косыми рядами».
В произведениях классицизма и романтизма интерьеры также не играли большой роли и как средство характеристики персонажей не использовались.
В произведениях писателей XIX века (Н.В. Гоголя, И.А. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н.
Толстого, Ф.М. Достоевского) интерьеры начинают играть важнейшую роль, выступая в качестве средства характеристики персонажа, фона действия, детали интерьера нередко получают особое звучание в сюжете произведения. Так, в качестве характеристики персонажа интерьер выступает в романе И.А.
Гончарова «Обломов». Детали его (просевшая спинка дивана; паутина, напитанная пылью; пятна на коврах; забытое полотенце на диване; тарелка с обглоданной косточкой; прошлогодняя газета) открывают нам черты характера героя и традиционный для него образ жизни.
Функции описания обстановки в художественном произведении могут быть различны: интерьер может выступать в качестве фона, на котором происходит действие (описание домика коменданта Белогорской крепости в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»); существует «самоценный» интерьер (роман И.И. Лажечникова «Ледяной дом»); интерьер, тесно взаимосвязанный с развитием сюжета (описание жилища Самсона Вырина в повести А.С.
Пушкина «Станционный смотритель» (картинки, изображающие историю блудного сына)); интерьер, выступающий средством характеристики персонажа (описание дома Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»). Иногда описание обстановки в произведении замедляет процесс художественного времени, как бы задерживает ход событий.
Часто интерьер в произведении многофункционален.