Анализ эпизода «Пляска бабушки»
В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали.
В повести Максима Горького «Детство» множество эпизодов, с помощью которых выражается авторское отношение к жизни, характеризуются герои. Одним из таких эпизодов является «Пляска бабушки». Музыка, ритм танцевальных движений преобразили героиню, она стала как будто моложе. «Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то». Через танец героиня передавала свою
Пляска изменила Акулину Ивановну: «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее». Пляска возвращала героиню в дни беззаботной юности, когда еще не задумываешься о завтрашнем дне, чувствуешь себя беспричинно счастливой, веришь в лучшую жизнь. Бабушка во время танца становилась «буйно-красива и мила».
Описывая сам характер танца, писатель использует выразительные
Танец бабушки — неторопливый рассказ о прожитой жизни, счастливых мгновениях, трудных испытаниях, незабываемых впечатлениях.
Итак, эпизод горьковской повести «Детство», условно названный «Пляска бабушки», по-новому раскрывает образ бабушки, передает ее переживания, сложный внутренний мир.
2 вариант
Еще не отзвучали в душе мальчишки тягучая песня Якова, не успокоилось сердце после бешеной пляски Цыганка, а Григорий начал упрашивать бабушку «пройтись разок». Как ни отнекивалась Акулина Ивановна, а упросили. И опять изменяется музыка и характер танца, а вслед за ними мгновенно преображаются люди. Дядя Яков «вскинулся, вытянулся, прикрыл глаза и заиграл медленнее», Цыганка с его присядкой отогнал мастер, а бабушка помолодела на глазах.
Бабушка «плыла бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темными глазами». Мальчишка не сразу проникся этим танцем, этим слиянием с музыкой и движением, но постепенно он начинает понимать.
Танец бабушки — сценка, рассказ. У него есть сюжет, даже герои. Первая часть «рассказа» спокойная, задумчивая. Героиня его кого-то ждет, поглядывая из-под руки вокруг, она осторожна и нерешительна.
Но вот героиня «рассказа» остановилась, напугавшись чего-то. Тут же изменилось лицо: нерешительность сменилась суровостью, «лицо дрогнуло, нахмурилось». Но что-то радостное произошло, а, может быть, она узнала того, с кем встретилась, потому что лицо «тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой».
Теперь уже бабушка плясала за двоих. Она «откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то». Но что-то говорит ей герой, уговаривает, заставляет себя слушать, так как опустила голову бабушка, «замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее».
И исчезла нерешительность, изменился характер пляски: «ее сорвало с места, закружило вихрем». На глазах у мальчика бабушка преобразилась. Теперь «она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее — так буйно-красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!» Наблюдая за людьми во время песен, танцев, герой видит, что никто не остается равнодушным: во время песен «все застывали, очарованные», на протяжении пляски «людей за столом подергивало, они тоже порою вскрикивали, подвизгивали, точно их обжигало».
Бабушку ее танец преобразил, она помолодела.
Ребенок впервые столкнулся с силой искусства. «Певцы да плясуны — первые люди на миру!», — говорит одна из героинь «Детства».