Сочинение герои рассказов Чехова
В конце XIX века идейно-нравственные искания героев русской литературы приобрели новое качество, что ярче всего отразилось в творчестве Чехова. До него на этот путь поисков истины вступали в основном люди незаурядные, обладавшие острым умом, умением ставить мировые вопросы, недюжинной волей. Чехов же сосредоточил внимание на идейнонравственном развитии обыкновенного человека.
Как правило, до определенного момента такой человек вообще не задается нравственными вопросами, а живет, как бог на душу положит, его не интересуют проблемы
За всеми этими ложными ценностями — для человека совершенно пропадает то, что составляет соль и смысл жизни, «человеческое тело, здоровье, ум, красота, талант, любовь, а главное —
Первым этапом идейно-нравственных исканий чеховских героев становится нелегкое осознание того, что сытая, мещанская, благополучная жизнь, жизнь без духовных запросов и потребностей, недостойна человека. Развитие начинается с переосмысления, переоценки жизненных ценностей, отвергается то, что раньше казалось не только удобным и привычным, но единственно возможным. Процесс «выдавливания из себя раба» начинается с неудовлетворенности, причем сначала очень часто неосознанной.
Так, нравственный перелом в сознании Никитина из рассказа «Учитель словесности» начинается просто с дурного настроения по неизвестной причине. Потом Никитин начинает размышлять, почему же ему все- таки неприятно, и ничего не может придумать, но понимает, что «эти рассуждения уже сами по себе — дурной знак». Потом у Никитина возникает раздражение против белого кота, потом — неожиданно — против любимой Манюси; потом — снова мысли о себе, о своей бездарности и о том, что он живет не так, как надо.
Новые мысли «пугали Никитина, он отказывался от них, называл их глупыми и верил, что все это от нервов, что сам же он будет смеяться над собой…» И на следующий день он действительно смеется над собой, но уверенности в этом смехе нет. Все, что он наблюдает (все те же мелочи повседневной жизни, незначительные сами по себе), подкрепляет и усиливает его новое психологическое состояние: неудовлетворенность собой и окружающими, стремление бежать в какой-то иной мир. Это уже «новая, нервная, сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем».
Очень часто в рассказах Чехова нравственное развитие человека начинается с того, что в его фальшивую и ненастоящую жизнь неожиданно входит что-то настоящее и неоспоримо подлинное: рождение ребенка, смерть, любовь. Все это заставляет человека переоценить свою жизнь, увидеть ее неудовлетворительность, искать высшие цели или хотя бы собственную нравственную позицию. Так, в частности, происходит с героем одного из лучших рассказов Чехова «Дама с собачкой». Полюбив по-настоящему впервые, когда «голова его уже стала седеть», Гуров отчетливо понимает, что вся его прошлая жизнь была пустой и бессмысленной, а главное — от начала до конца лживой.
Гуров, в сущности, прятался от жизни, «забывая о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве». Истинное чувство перерождает этого человека, который на старости лет понимает, что жил неправильно, и начинает «по каплям выдавливать из себя раба».
Нравственные истины, к которым приходят герои Чехова, как правило, просты и даже в чем-то элементарны. Это такие непреходящие основы человеческого бытия, как честность, порядочность, способность сопереживать другому человеку и т.п.
Но каких серьезных нравственных усилий требует от человека постижение этой «азбуки» нравственных отношений между людьми! Иначе и не может быть в том мире, где человек воспитывается рабом, а иногда и остается им на всю жизнь.
Существенной ценностью для Чехова является труд. Стремление к осмысленному творческому труду свойственно лучшим героям Чехова, их тяготит праздность, в которой они ощущают что-то фальшивое и нечистое. Но труд требует усилий, и прежде всего нравственных, поэтому и к этой простой нравственной ценности приходится пробиваться сквозь мучительные усилия над собой.
Значение Чехова прежде всего в том, что он утверждал своим творчеством незыблемость простых и доступных каждому нравственных истин, что он показал процессы нравственно-философских исканий в жизни обыкновенного, рядового человека, в сфере обыденного сознания, а значит, показал, что нравственная истина — не привилегия выдающихся личностей. Каждый человек, кто бы он ни был, способен и обязан жить по законам добра, свободы и красоты, иначе его жизнь не нужна никому, и прежде всего самому себе.