СОЧИНЕНИЕ АНАЛИЗ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ В. БЫКОВА
(СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ В. БЫКОВА)
Победу над фашистской Германией называют Великой. Это потому что ежедневно и ежечасно, на протяжении бесконечно долгих 1418 дней и ночей, она создавалась нечеловеческим напряжением миллионов людей на фронте и в тылу, включая детей, стариков и женщин. Ее ковали работники-тыловики, кормившие, обувавшие нашу армию, снабжавшие ее необходимым оружием и боеприпасами, и каждый боец на своей боевой позиции — маленьком островке героизма посреди бушующего океана войны.
В этом заключается подвиг
Ярким показательным примером такого неоднозначного выбора для меня является повесть Василя Быкова «Обелиск». В этом произведении деревенский обелиск над братской могилой олицетворяет вечную память о подвижничестве народа в годы Великой Отечественной войны.
Василь Быков ушел на войну восемнадцатилетним юношей. Военное училище, а затем — фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Был ранен, числился без вести пропавшим, и его имя даже выбито на обелиске на одной из братских могил.
Поэтому личная
Повесть пронизана атмосферой раздумья, характерной для творчества Быкова. Она раскрывает читателю нравственный смысл подвига. В авторском понимании подвиг является основной мерой гражданской позиции и общественной ценности человека.
Вот почему Быков так строг к себе и своему поколению.
И еще мы понимаем, что у подвига могут быть разные измерения. Например, учитель Мороз за всю войну не убил ни одного фашиста. Более того, он, как и до войны, продолжал учительствовать при оккупантах.
Известно, что одноплановость и односторонность вредит поиску истины при решении любой, казалось бы, самой простой задачи. Может быть, закрыть собственной грудью амбразуру вражеского дзота или направить горящий самолет на вражескую колонну с техникой и боеприпасами даже легче, чем самолично явиться на расправу к гитлеровцам. А ведь именно так и поступил скромный деревенский учитель, когда, арестовав пятерых учеников, фашисты потребовали явки Мороза в комендатуру.
В повести автор не дает однозначного решения моральной проблемы. Он просто представляет на наш суд две противоположные точки зрения — Ксендзова и Ткачука. Первый говорит, что никакого подвига не было, что учитель Мороз не совершал героического поступка.
А потому зря Павел Миклашевич, бывший ученик Мороза, чудом выживший в дни арестов и казней, столько времени и сил своей жизни потратил на то, чтобы имя учителя было выбито на обелиске рядом с именами пятерых погибших учеников.
Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука происходит в день похорон Миклашевича. Он, как и Мороз, после войны стал учителем и работал в сельской школе. Уже одним этим он доказал не только свою верность памяти учителя, но и то, что тот сеял разумное, доброе, вечное.
В отличие от Ксендзова, комиссар Ткачук пытается вникнуть в нравственную сторону поступка Мороза: «Не будем учить мы — будут оболванивать они». И нам трудно опровергнуть подобное выражение. Ведь борьба за души подростков в наши дни не менее актуальна, чем в годы оккупации.
И тому, кто завоюет симпатии молодежи, будет принадлежать будущее.
Учитель Мороз знал, что идет на верную смерть. Он знал, что казнят и его, и ребят. Нравственная сила этого поступка оказалась настолько значимой, что Павел Миклашевич через всю жизнь пронес идеи своего учителя. Он и сам стал учителем, чтобы иметь возможность передать своим ученикам то, что в свое время вложил в него учитель Мороз.
Писатель не случайно вводит в повествование сцену, когда Ткачук узнает, как один из учеников Миклашевича помог недавно задержать бандита. «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать», — произносит Ткачук по этому поводу.
И эти слова являются самой лучшей похвалой Миклашевичу и оправданием Мороза.
В. Быков заставляет нас задуматься над смыслом героизма и подвига — совсем скромного и малозаметного. Таких поступков недальновидные люди не замечают или говорят о них в сослагательном наклонении. Но для настоящего человека нравственный выбор всегда однозначен — правда выше лжи, верность выше предательства.
Нравственный выбор и есть настоящий подвиг.
На примере истории, изложенной в повести В. Быкова «Обелиск», мы можем проследить своего рода генеалогию подвига. Как утверждает древнеиндийская мудрость, «посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Такие семена сеял в своих учениках Мороз, его примеру следовал Миклашевич.
И можно не сомневаться, что Витька, ученик Миклашевича, со временем тоже станет настоящим учителем.