Природа — храм, а человек — хам

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша», — так говорил великий писатель А. П. Чехов. Я тоже считаю, что природа, эти великолепные леса, прекрасные поля и величественные горы, останется таковой, если каждый из нас не будет хотя бы рыть канавы, бросать мусор, разжигать костер в лесу, загрязнять реки и озера. И тогда матушка-земля впустит нас в свой прекрасный храм, вознаградит гармонией и спокойствием, красотой и величием. Но, к сожалению, не все люди бережно относятся к красоте,

которыми наделила нас природа.

Об этом рассуждает в рассказе «На природе» Н. Почивалин.

Произведение композиционно делится на две контрастные части. Если в первой из них говорится о том, что природа для нас — это божественный храм, то во второй обличается человек-хам, уродующий родную землю. Сюжет рассказа прост: два друга в первые весенние дни едут за город «смотреть весну». Рассказчик, войдя в лес, чувствует себя, словно «дикарь или зверюга-лесник».

Он бредет, срывая, растирая в пальцах и втягивая ноздрями то пресный запах осинового листка, то горьковатый — березового, то влажный и

сладкий — еще не зацветшей медуницы. Умиротворение нисходит на него! Радует все: и высокое вешнее небо, и листва, которая «лопотала на своем младенческом языке», и звонкое треньканье синицы. Он в те минуты ощущал древнейший и безотказный способ саморегуляции, «отлаживания нервной системы».

И вдруг этот процесс прервался.

Рассказчик на обширной поляне, устланной нежнейшим зеленым ковром, наткнулся на кучи мусора. Трава вокруг была придавлена, прямо к трассе вела узорная, уже накатанная шинами колея. Он остановился.

Современное дополнение к пейзажу в первую секунду вызвало даже не досаду, она пришла потом, а какое-то ощущение нечистоплотности, почти гадливости. Здесь автор использует ярчайшее сравнение, уподобляя эти кучи мусора посаженному на белоснежную рубашку сальному грязному пятну.

Что-то в настроении любителей природы невозместимо убыло; перебрасываясь пустыми, ничего не значащими фразами, они отвернулись от поляны, чтобы не видеть ее больше… Но впереди друзей ждет еще одна встреча, доказывающая, что человек-хам не знает меры в своих злодеяниях. Когда товарищи подойдут к любимым сосенкам, то обнаружат, что сосны пропали.

Их безжалостно вырубили. На образовавшейся плешине жалко — как зубья отслужившей расчески — будут торчать золотистые с прозеленью колья. Как ярко описывает Н. Почивалин то, что сделали браконьеры! В его словах слышится, что это не сосенки вырубили, а прекрасных девушек исковеркали и изломали.

И опять яркое сравнение: словно «ураган пронесся». Ошеломленные, друзья разом остановились, словно очутились на краю пропасти.

Как призыв ко всем нам, кто любит природу и кто безжалостен к ней, звучат заключительные слова рассказа: «Государство не может, не в силах следить за каждым деревом, — если за ним не будет следить каждый из нас. Нельзя всю нашу огромную и прекрасную землю объявить заповедной, — любой из нас должен объявить такой заповедник в душе своей! Только так, ибо при всех других условиях внукам и правнукам своим мы оставим, говоря обобщенно, — одни пеньки».


Природа — храм, а человек — хам