О Семке из рассказа «Мастер» (Шукшин)
Когда Семка жил у писателя в городе, он читал разные книги про старину, рассматривал старые иконы, прялки… Этого добра у писателя было навалом. В то же лето, как побывал Семка в городе, он стал приглядываться к церковке, которая стояла в деревне Талице, что в трех верстах от Чебровки.
В Талице от двадцати дворов осталось восемь. Церковка была закрыта давно. Каменная, небольшая, она открывалась взору — вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу…
По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышение, как
Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте у косогора вздрогнешь — внезапно увидишь церковь, белую, легкую среди тяжкой зелени тополей.
В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней. Она тоже давно была закрыта и дала в стене трещину. Казалось бы — две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором — какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором.
Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно… Чебровскую
Как-то в выходной день Семка пошел опять к талицкой церкви. Сел на косогор, стал внимательно смотреть на нее. Тишина и покой кругом.
Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица — столько лет стоит! — молчит. Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали ее дожди, заносили снега… Но вот — стоит.
Кому на радость? Давно уж истлели в земле строители ее, давно распалась в прах та умная голова, что задумала ее такой. И сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли.
О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величил или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе на людную городскую площадь — там заметят.
Этого заботило что-то другое — красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. Зачем надо было? Он сам не знал.
Так просила душа. Милый, дорогой человек!.. Не знаешь что и сказать тебе.
Да и что тут скажешь? Ну, — хорошо, красиво, волнует, радует… Разве в этом дело?
Он и сам радовался, и волновался, и понимал, что — красиво. Что же?.. Умеешь радоваться — радуйся, умеешь радовать — радуй…
- «Мастер» краткое содержание рассказа Шукшина Семка Рысь — забулдыга, непревзойденный столяр Чебровки — настоящий мастер своего дела. Вся сила его в руках, люди называли их золотыми. Изготовленные им шкафы пользовались спросом. А одному писателю в областном центре он оборудовал кабинет, подогнав под деревенскую избу, потому что писатель скучал по родной деревне. Писатель показывал Семке старинные иконы, прялки, книги о старине. […]...
- Краткое содержание рассказа «Обида» В. М. Шукшин (Сокращенный вариант) Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: «Маша, пойдешь со мной?» — «Куда? Гагазинчик?» — обрадовалась девочка. «И рыбы купите», — заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили молока, масла, пошли смотреть рыбу, а там за прилавком — хмурая тетя. И почему-то […]...
- Шукшин, Ванька Тепляшин. В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа? Найдите в тексте рассказа слова, которыми может быть сформулирована его основная идея. «Надо человеком быть!» В чем вы усматриваете основную тему и идею рассказа? Основная идея рассказа выражена в словах его героя «Надо человеком быть!», которые он дважды произносит. Тем самым Шукшин выдвигает в качестве ведущей проблемы произведения человеческое достоинство личности, недопустимость его унижения. Охарактеризуйте […]...
- Рассказ «Мастер» В. М. Шукшина Василий Макарович Шукшин — может быть, самый русский из всех наших авторов. Основной жанр, в котором работал Шукшин, — короткий рассказ, представляющий собой или небольшую психологическую точную сценку, построенную на выразительном диалоге, или несколько эпизодов из жизни героя. Вступая в постоянную перекличку, рассказы Шукшина раскрываются по-настоящему лишь в сопряжении и сопоставлении друг с другом. Рассмотрим […]...
- «Взваливши наши тяжести…» (по рассказу «Мастер» ) Василий Макарович Шукшин прожил только сорок пять лет, но сколько он успел сделать, хватило бы на многие жизни, одних рассказов у него более ста двадцати. У Шукшина важен весь рассказ, все его герои и характеры и — «не в общих вытвержденных чертах, но в их национально вылившейся форме, поражающей нас живостью, так что мы говорим: […]...
- Мастер короткого рассказа Антона Павловича Чехова по праву можно назвать величайшим мастером короткого рассказа. Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Вместе с этим шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией ученика старшего класса. В этом журнале было помещено сатирическое стихотворение Антоши, посвященное инспектору Дьяконову. Так, уже тринадцатилетним […]...
- «Нравственность есть Правда» Шукшин В своей статье «Нравственность есть Правда» Шукшин писал: «Нравственным или безнравственным может быть искусство, а не герои… Честное, мужественное искусство пе задается целью указывать пальцем: что нравственно, а что безнравственно, оно имеет дело с человеком «в целом» и хочет совершенствовать его, человека, тем, что говорит ему правду о нем». В этих словах — не только […]...
- Краткое содержание Обида Василий Шукшин В. М. Шукшин Обида Сашку Ермолаева обидели. В субботу утром он собрал пустые бутылки из-под молока и сказал маленькой дочери: «Маша, пойдешь со мной?» — «Куда? Гагазинчик?» — обрадовалась девочка. «И рыбы купите», — заказала жена. Саша с дочкой пошли в магазин. Купили молока, масла, пошли смотреть рыбу, а там за прилавком — хмурая тетя. […]...
- В. М. Шукшин. «Я пришел дать вам волю» Литературный путь Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), известного советского писателя, актера и кинорежиссера, продолжался около полутора десятилетий. Художник пытливый и проницательный, человек, обладавший исключительно тонким духовным зрением, которое позволяло ему в каждом явлении прозревать его глубинный общечеловеческий смысл, Шукшин с годами испытывал все более настойчивое тяготение к углубленно философскому осмыслению действительности, к широкому и решительному творческому […]...
- В. М. ШУКШИН. «Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ» (Опыт рецензии) Литературный путь Василия Макаровича Шукшина (1929- 1974), известного советского писателя, актера и кинорежиссера, продолжался около полутора десятилетий. Художник пытливый и проницательный, человек, обладавший исключительно тонким духовным зрением, которое позволяло ему в каждом явлении прозревать его глубинный общечеловеческий смысл, Шукшин с годами испытывал все более настойчивое тяготение к углубленно философскому осмыслению действительности, к широкому и решительному […]...
- Краткое изложение Охота жить Шукшин В. М. Шукшин Охота жить Центральные герои произведения — старик Никитич и молодой парень. Действие разворачивается в тайге. Старик Никитич, который с «малых лет таскался по тайге» иногда обитает в избушках, каких много вырублено по тайге. Так было и в этот раз. Нежилая, но уже согретая теплом сгорающих в печурке дров, она казалась давно обжитой. […]...
- В. М. Шукшин В. М. Шукшин Начинал Василий Шукшин (1927-1974) с горделивого любования сильным самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать, верно следовать своему естественному здравому смыслу, сминая по пути все барьеры обывательской плоской логики (сборник «Там, вдали», 1968). Однако общий тон в работах Шукшина, написанных в последние годы его жизни, стал иным, здесь […]...
- Калина красная — Василий Шукшин Повествование — от третьего лица. Много диалогов. Сюжет динамичен, насыщен событиями, во многом мелодраматичен. Закончился последний вечер Егора Прокудина на зоне. Утром начальник напутствует его. Мы узнаем, что Егор мечтает о своем хозяйстве, корове. Его будущая жена — Байкалова Любовь Федоровна. Он ее никогда не видел, они знают друг друга только по переписке. Начальник советует […]...
- Характеристика героя Мастер, Мастер и Маргарита, Булгаков Мастер Мастер — безымянный герой романа «Мастер и Маргарита», москвич, бывший историк, написавший роман о Понтии Пилате и последних днях жизни Иешуа Га-Ноцри, возлюбленный Маргариты. Мастер был высокообразованным человеком, знающим несколько иностранных языков. Когда ему посчастливилось выиграть крупную сумму в лотерею, он решил бросить все и заняться любимым делом. Тогда-то он и написал свой исторический […]...
- Шукшин и его произведения Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Его искусство постоянно рождает споры, научные дискуссии. Однако истинное искусство всегда сопротивляется прямолинейности суждений. Василий Шукшин — человек разносторонних дарований. Это писатель, актер, кинодраматург, режиссер. Его творчество отвечает тем критериям, которые предложил сам писатель: в его искусстве мы найдем широкие размышления над жизнью народа, смелое и […]...
- Василий Шукшин биография Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Алтайского Края Сростки. Вырос он в семье крестьян-середняков. В период коллективизации отец Шукшина был арестован, а затем расстрелян. Будущий писатель окончил семилетнюю школу и поступил в автомобильный техникум в Бийске. Отучившись неполные три года, юноша решил отказаться от образования и пошел работать в колхоз, чтобы прокормить […]...
- В. М. Шукшин в воспоминаниях современников В. А. Гинзбург: «Однажды в свободный от съемок день мы с Василием Макаровичем гуляли по Владимиру и зашли в магазин грампластинок. Продавался большой комплект с записями Шаляпина. Шукшин тут же его купил. В гостинице мы раздобыли проигрыватель, и Шукшин, забрав его, ушел к себе в номер. Вскоре у меня раздался телефонный звонок, Василий Макарович очень […]...
- Василий Макарович Шукшин Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Прозаик, драматург, актер, режиссер. Отец был репрессирован. Василий Шукшин очень рано пошел работать — грузчиком, маляром, слесарем. С 1949 по 1953 годы служил на флоте, где приобрел специальность радиста. После демобилизации сдает экстерном экзамены на аттестат зрелости и даже на […]...
- Краткое изложение Материнское сердце Шукшин В. М. Шукшин Материнское сердце Витька Борзенков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей (он собирался жениться, позарез нужны были деньги) и пошел в винный ларек «смазать» стакан-другой красного. Подошла молодая девушка, попросила: «Разреши прикурить». «С похмелья?» — прямо спросил Витька. «Ну», — тоже просто ответила девушка. «И похмелиться не […]...
- Биография Шукшин Василий Макарович (25.7.1929 — 2.10.1974) Шукшин Василий Макарович (25.7.1929, с. Сростки Бийского района Алтайского края, — 2.10.1974, станица Клетская Волгоградской обл., похоронен в Москве), русский советский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Член КПСС с 1955. Родился в крестьянской семье. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1960). Начал печататься в 1959. В 1963 опубликовал сборник рассказов «Сельские […]...
- Краткое содержание — Чудик — Шукшин В. Шукшин — рассказ «Чудик». «Есть люди в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудаками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Их любят особой […]...
- Краткий пересказ Чудик Шукшин (Литература XX века) Речь пойдет о человеке, с которым постоянно, что-то происходило. Его звали Василий, но жена называла его Чудик. Он был очень жизнерадостным человеком. В этом рассказе описываются некоторые эпизоды поездки Чудика. Решил Василий съездить на Урал к брату, с которым они не виделись около 12 лет. Стал он собираться. Искал блесну щучью, но не нашел. До […]...
- Вампилов А. В. и Шукшин В. М. — общее понимание сложности современного быта Чрезвычайно важно — и даже для уроков — ввести хоть частично такую тему: Василий Шукшин с необыкновенной чуткостью воспринял такую подробность быта 50-70-х гг., как появление целого пласта лубочного, массово-популистского искусства, паразитирующего чаще всего на высокой культуре. Этот пласт получил название «кич» от немецкого жаргонного слова Kitsch («халтура»). Элементы «кича» — гитары с бантами в […]...
- Василий Шукшин против Глеба Капустина По рассказу «Срезал» Если мы возьмем в руки любой сборник Василия Макаровича Шукшина, то увидим, что чаще всего в заглавии рассказа используются одно-три слова. По ним нередко можно догадаться, о чем будет речь. Это или имена героев: «Алеша Бесконвойный», «Дядя Ермолай», «Ванька Тепляшин», или коротенькое имя существительное: «Чудик», «Горе», «Письмо», «Сапожки», «Микроскоп», или — редко […]...
- Краткое содержание Чудик Шукшин в сокращении (Литература XX века) Главного героя рассказа зовут Чудик. С ним всегда что-нибудь да случается. Собирается к брату, который живет на Урале и которого уже двенадцать лет не видел. Упаковал все необходимые вещи, а уже на следующий день у него были билеты на поезд. До отъезда еще осталось достаточно времени, Чудик решает приобрести подарки для своих племянников. Накупил сладостей […]...
- Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» вот уже на протяжении почти века занимает сердца читателей и умы критиков. Сколько споров и открытий было сделано, сколько еще их предстоит сделать! Это произведение поставило так много интересных вопросов, и ответы на них, я думаю, еще не совсем найдены. Мне хотелось бы порассуждать, например, о том, почему Мастер получил […]...
- Биография Шукшин Василий Макарович (*Общие критические статьи) Василий Макарович Шукшин — человек необычайной человеческой и творческой судьбы. Он был удивительно талантлив, разносторонне и мощно одарен. Актер, прозаик, киносценарист и режиссер. Явление уникальное. Василий Шукшин начинал свой путь трудно. Он рос в годы войны, без отца, в маленьком селе Сростки на Алтае. Семь классов сельской школы. Ранняя самостоятельность. Разная работа в разных городах, […]...
- Мастер и МАССОЛИТ. Две концепции литературного творчества в произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Иными словами, над творчеством стояла политика, и литература подчинялась единому канону, так называемому соцзаказу. Но в любое время […]...
- Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина Босиком по мокрой траве (В. Шукшин, «Чудик») «…Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». Так кончается рассказ. И только в конце мы и узнаем, что звали героя Василий Егорыч Князев. А начинается повествование еще более лаконично: «Жена называла его — Чудик. Иногда ласково. Чудик обладал одной особенностью: с […]...
- МАСТЕР И МАССОЛИТ. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПРОИЗВЕДЕНИИ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Проблема творчества и творческой личности вставала перед писателями во все времена. Но особенно остро выразилось противостояние двух концепций в советское время, когда была воплощена в жизнь некрасовская формула: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Иными словами, над творчеством стояла политика, и литература подчинялась единому канону, так называемому соцзаказу. Но в любое время […]...
- Почему Мастер в финале романа был награжден не светом, а покоем? (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») Булгаковский роман, отразивший в себе высоту авторского взгляда, трудности времени и писательской судьбы, стал одной из основных глав в истории русской культуры. В романе «Мастер и Маргарита» совершилась победа искусства над прахом, над ужасом перед неизбежным концом, над краткостью человеческого существования, человеческого бытия. Победа будто бы иллюзорная, но бесконечно важная и утоляющая душу. Для автора […]...
- Сочинение на тему: «Мастер и Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова» Создавая образ Мастера, Михаил Булгаков в какой-то степени рассказал эпизод из собственной жизни, вложив в своего героя некоторые собственные черты, собственные переживания. Мастер, как и его автор, жил, достаточно замкнуто, работал историком в музее, родился не в Москве. Как и Булгаков, Мастер чувствует одиночество в личной жизни и в своем литературном творчестве. Подобно своему герою, […]...
- Мастер и его ученик в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» «Мастер и Маргарита» — нравственно-философский сатирический роман М. А. Булгакова о смысле жизни, творчестве и нравственных ценностях, о борьбе доброго и злого начала в людях, о человеческой смертности и о бессмертии и о любви. Два повествования, «роман в романе», объединены одной идеей — поисками истины и борьбы за нее. Мастера озарил свет истины, и он […]...
- Мастер в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя — «Мастер и Маргарита». В романе царит счастливая свобода творческой фантазии и одновременно строгость архитектурного замысла. Перед читателем […]...
- Почему «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова — это «роман в романе»? по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл) В «Мастере и Маргарите» М. А. Булгаков параллельно показывает Москву 30-х годов минувшего столетия и древний Ершалаим, в котором без труда угадывается Иерусалим. В центре Иудеи развиваются трагические события, связанные с Иешуа Га-Ноцри, в образе которого воплощен библейский Иисус. Главы романа условно разделены на «московские» и «новозаветные». Читатель время от времени переносится из недавнего прошлого […]...
- Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В. Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных лон. Подернулась тиной советская мешанина. И вылезло Из-за спины РСФСР Мурло Мещанина. В начале двадцатых годов на сцене театра жизни вновь появился знакомый персонаж — обыватель. […]...
- Что такое предательство? В сочинении имеются отсылки к рассказу А. Лиханова. Вариант 1 Предательство — это проступок, который проявляется в том, что человек своим недостойным поведением перечеркивает дружбу, любовь, чувство долга. Предатель, как правило, наносит удар неожиданно, и поэтому полученные душевные раны бывают очень болезненными. В рассказе А. Лиханова Семка сталкивается с подобным поведением своего друга Демки. Целую […]...
- Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Как известно, литература делится на классическую и сиюминутную, проходящую. Классика затрагивает глобальные проблемы, чрезвычайно значимые и актуальные для человечества во все времена. К таковым относятся вопросы смысла жизни, места человека в этом мире, проблемы смерти, значения любви и дружбы и так далее. Великие русские писатели всегда говорили нам о том, что человек — это лишь […]...
- Краткое содержание рассказа Паустовского «Рождение рассказа» Ы Писатель Муравьев сочинял для одного из московских журналов рассказ о труде, но у него ничего не выходило. Муравьеву казалось, что рассказ не получается из-за суматошной московской жизни — телефонных звонков, гостей и заседаний. Он решил поехать на дачу своих друзей в поселок под Москвой, и пробыть там, пока не закончит рассказ. Уже на вокзале […]...
- Иван Карамазов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Был «важнейший вопрос»: изменились ли эти горожане «внутренне»? Главное здесь — последнее слово; его смысл выделен и контекстом («автобусы, телефоны и прочая аппаратура»), и синтаксическим ударением. Изменились ли люди, войдя в социалистическое общество? — вот о чем спросил Воланд. Коровьев поставил опыт и получил ответ, тоже важнейший, — людей испортили. Как именно жилищный кризис их […]...