Нужны ли в нашей жизни чудеса?

Мне редко удается пройти с классом курс литературы от начала до конца: так сложилось, что я «подбираю» 10-е классы. Может, поэтому именно в программе младших классов есть несколько тем, которые, вроде не являясь обязательными, для меня особенно дороги.

На мой взгляд, не многие произведения курса 8-11-го классов, при всей их несомненной нравственной и эстетической ценности, могут подарить современному школьнику представление о романтике и возвышенной мечте. Можно спорить о том, нужно ли это ребенку в современном прагматичном мире, но не

стоит, наверно, забывать об особенностях раннего юношеского возраста: если лишить его понятия «мечта», он постарается найти ему замену, скорее всего не самую возвышенную. Сегодняшний информационный поток вряд ли даст возможность возвышенно помечтать, а к классической книге без нашей помощи подросток не обратится.

Кроме того, работая с курсом 7-8-го классов еще в прежние годы, обратила внимание на одну не очень нравящуюся мне особенность: раздел литературы XX века представлен произведениями «тяжелыми» в психологическом плане. Чего стоило, например, изучение почти подряд рассказов Л. Андреева «Кусака»,

Е. Носова «Кукла», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» в 7-м классе. Крайне тяжело добиться, чтобы эти тексты не рождали в ребятах только ощущение безнадежности и подавленности, а если говорить о первом впечатлении (как известно, самом сильном и запоминающемся), то в случае домашнего прочтения учитель уже почти бессилен. Современные варианты программ мало изменились в этом плане, хотя и дают возможность варьирования, но и исключать эти рассказы тоже не хочется — они хороший повод для серьезной беседы.

Потому я пытаюсь сочетать их с теми текстами, что предназначены программой для самостоятельного чтения. Это «Маленький принц» Экзюпери, «Алые паруса» А. Грина, рассказы Д. Олдриджа и О. Генри, фантастика как начала века, так и современная. Эти произведения легче читаются и воспринимаются самостоятельно, дают повод для интересного разговора в классе и, по моим наблюдениям, запоминаются надолго.

Плюс ко всему, имея значительный объем, некоторые из них дают больший простор для выбора форм и приемов работы на уроке.

В качестве подтверждения своих мыслей предлагаю вашему вниманию свое прочтение повести Александра Грина «Алые паруса».

Урок может быть проведен в 7-м Или 8-м классе — все зависит от уровня подготовленности класса даже не к прочтению текста, а к подобным формам работы. Работа рассчитана на предварительное знакомство с повестью, поэтому обычно провожу урок в начале четверти, задавая чтение на каникулы. Основой становится работа по группам, в том числе и домашняя, потому класс должен иметь навык такой работы; кроме того, ребята должны к этому моменту уже встречаться с элементами дискуссий на уроке и необходимостью оформить свое мнение в виде рассуждения.

Урок предполагает и продолжение работы по анализу эпизода, в частности, мы еще раз поговорим о связи идей отдельных эпизодов с общим замыслом текста.

Если урок проводится в 7-м классе, его можно соотнести с рассказами Андрея Платонова, сопоставляя как биографии писателей, их страсть к новой жизни и веру в высокие идеалы, так и героев, отношение к ним окружающих. Или же, обдумывая общность идеи, тональность текстов, приурочить к знакомству с рассказом О. Генри «Дары волхвов».

В 8-м классе эти уроки проводились в ходе изучения темы-блока «Повесть как жанр». В разработке этот момент не отражен, но можно познакомить более сильный класс с понятием «феерия» — моим ребятам оно встретится при изучении комедии В. В. Маяковского «Клоп» в том же году при изучении блока «Драма». Все изложенное выше и становится целью двух уроков по повести, проведенных как уроки внеклассного чтения.

Учебной целью работы на двух уроках становится:

1. Знакомство с повестью и особенностями творческого метода писателя в целом.

2. Обучение умению рассуждать и отстаивать свою точку зрения в устной дискуссии и в оформлении письменного мини-рассуждения.

3. Формирование навыка краткого пересказа и краткой формулировки мысли.

4. Продолжение работы по умению анализировать эпизод, демонстрация взаимосвязи места, функции и значения отдельных эпизодов с идеей произведения.

Н А первом уроке знакомимся с историей создания повести (можно сделать это после работы с рассказом «Зеленая лампа»). При этом подчеркнем условия, в которых создавалась повесть: послереволюционный голодный город, неистовая вера Грина в мечту о чудесном мире, его отношение к морю и выдуманным им городам. Хорошим подспорьем может стать очерк-эссе К. Г. Паустовского о Грине. Затем начинаем беседу о повести.

Ключевыми вопросами этой части работы могут стать следующие.

— Чем необычна повесть в целом?

— Какие впечатления она оставляет?

— Какая история стала основой сюжета? (Учимся кратко излагать содержание — одной-двумя фразами.)

— Можно ли назвать эту повесть сказочной? Почему?

— Как представляет автор героев? Чем необычны имена и названия, использованные в повести?

— Как вы думаете, зачем автору понадобился вымышленный мир? Какими описаниями пользуется Грин, представляя главных героев и мир Каперны? (Приводим в качестве примера два-три фрагмента, особо понравившихся ребятам.)

— Что характерного в этих описаниях? (С одной стороны, они очень красочные, яркие, с другой — позволяют определить авторское отношение.)

— В чем смысл заглавия? Что, по-вашему, символизирует алый парус? Почему?

— Что мы называем мечтой? Нужна ли она в жизни?

Этим вопросом и его первым обсуждением завершаем начальный этап работы и переходим к Домашнему заданию. Оно распределяется по трем группам. Каждая получает свой эпизод и отдельные образы для проработки.

Общая часть задания: Осмыслить свой эпизод, определить его место в композиции, попытаться разъяснить его значение для понимания образов, подготовить свои размышления по вопросам. Задания раздаются на карточках.

1-я группа (Образ Ассоль)

Какого чуда ждет девочка от алых парусов? (Разговор с Эглем.) Что особенно яркого, характеризующего в описаниях Ассоль? Что, по-вашему, для автора самое главное в ее характере? Как вы думаете, если бы Дети Каперны приняли Ассоль, смогла бы она дружить с ними?

Почему?

2-я группа (Каперна)

В чем Меннерс и Каперна обвиняют Лонгрена и чего не могут ему простить? Что подчеркивает автор в жителях деревни? Найдите детали описания, выдающие их отношение друг к другу.

Почему дети Каперны не приняли Ассоль? Перечитайте Финал повести. Каким эпитетом Грин обозначил деревню?

Почему?

3-й группа (Образ Грея)

Как относятся к нему в доме родителей? Почему ради него готовы нарушить вековые традиции дома? Что, по-вашему, главное в его характере? Каково его влияние на окружающих?

Перечитайте Разговор Грея с командой.

Готовясь дома, ребята отмечают нужные фрагменты повести, продумывают краткий пересказ отмеченного и свои ответы на поставленные вопросы.

Основой Второго урока становится работа по домашним заготовкам и обсуждение вопросов дискуссионного характера. На доску выносится название урока и высказывания-эпиграфы.

Чего человек не понимает, тем он владеть не может (И. Гете).

Верю в конечный светлый смысл нашего существования на Земле, в то, что жизнью своей мы удобрим какие-то великие цели (В. Распутин).

Урок начинаем с вопроса, завершившего предыдущую беседу.

— Мы говорим сегодня о мечте, о том, нужна ли она в нашей жизни. Как вы для себя решили: что имеет право называться мечтой? Вы согласны с высказыванием В. Г. Распутина?

— А с каким словом соотнес это понятие Грин? (Мечта — сказка — чудо.)

— Нужны ли в реальной жизни чудеса? (Ответы могут быть разными, потому своих учеников я предупреждаю заранее, что на подобных занятиях приветствуется любая самостоятельно сформулированная мысль, — и оценивать в этой ситуации можно только правильность построения, доказанность рассуждения, но ни в коем случае не сам тезис.)

— А как вы поняли позицию писателя? Какими способами он пытается убедить нас в необходимости чуда?

Проверяем Домашнее задание. Сначала оценим композиционную и функциональную роль эпизодов.

Встреча девочки со сказочником — это не только завязка сюжета, но и завязка всей жизни, судьбы Ассоль. Обратим внимание на следующие моменты: чем объяснить необычный подарок Эгля? Почему именно Ассоль он дарит свою сказку? (Необходимо остановиться на характеристике героини и отношении к ней автора.) В качестве вывода на этом этапе можно заметить, что благодаря этой сцене мы понимаем характер героини до конца, отношение к ней автора.

История Каперны. Отмечаем прием контраста, через который представлена деревня. Чем отличается она от семьи Лонгрена?

При очевидной схожести образа жизни главное — отношения. Финальная сцена — развязка, в которой прозвучат еще раз довольно резкие оценки автора. Зачем подчеркнуто «поражение» деревни? (Это еще раз убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

История Грея. Характеризуя героя, отмечаем совпадения с судьбой девушки: при всей разнице жизни они оба были любимы с детства, их учили любви ко всему живому. В чем сила Грея? (Он привык добиваться всего своими силами, оставаясь при этом добрым человеком.) Разговор с командой, с точки зрения идеи, — кульминационный эпизод.

В повести нет сказочных элементов, а слова Грея убеждают в том, что сказку можно сделать для кого-то.

— Что же пытается доказать нам великий мечтатель? В чем идея повести? Вы с ней согласны?

Предлагаем группам обдумать заключение по своей работе, в помощь даем вопросы дискуссионного характера.

1-я группа. Права ли была Ассоль, всю жизнь проведя в ожидании сбывшейся сказки? (Сопоставьте позицию автора и собственную.)

2-я группа. Согласны ли вы с оценкой деревни в повести? Можно ли вопреки всем жить по-своему?

3-я группа. Нужно ли поддерживать в людях веру в чудеса? А дарить другим чудо?

Ф Инальную часть урока можно провести в форме мини-диспутов или предложить группам выслушать все мнения внутри, оформить свою позицию (или основные мнения) в виде рассуждения и прочитать его в завершение урока. Остальных просим внимательно выслушать ответы и попытаться найти в них «слабые места» — бездоказательные тезисы, неточные аргументы и т. п.

Домашнее задание будет зависеть от окончания урока: если спор получится бурным, можно дать вопросы для мини-рассуждения. В случае если спорить не захотят и все придут к соглашению, для мини-рассуждения можно предложить вопрос, поставленный в названии урока. Дома все выскажут свою точку зрения письменно, в форме рассуждения.


Нужны ли в нашей жизни чудеса?