Николай Федорович Щербина

Николай Федорович Щербина родился 14 декабря 1821 года в деревне Грузко-Еланчинская что под Таганрогом, в семье донского помещика. Бабка будущего поэта по материнской линии была, по собственному признанию, «чистая гречанка», из Греции родом, и мальчик воспитывался под влиянием песен и преданий ее родины. Под руководством матери изучал греческий язы.

Уже в десять лет читал в подлиннике «Илиаду» Гомера, а в тринадцать — написал поэму «Сафо».

Учился Щербина в Таганрогской мужской гимназии, затем — в Харьковском университете,

который не смог окончить из-за недостатка средств. Чтобы как-то обеспечить свое существование, молодой поэт был вынужден стать домашним учителем. Восемь лет ездил по Украине, учил детей помещиков, писал стихи.

Щербине было семнадцать лет, когда в журнале «Сын отечества» опубликовали его стихотворение «К морю».

Впоследствии он печатался в «Отечественных записках», «Москвитянине» и харьковском альманахе «Молодик». В 1850 году появился его первый поэтический сборник «Греческие стихотворения». Книга имела большой успех.

Оригинальность и художественное совершенство стихотворений

приветствовал критик Дружинин. Поэт переехал в Москву, где стал помощником редактора «Московских Губернских Ведомостей». В 1854 году Щербина переезжает в Санкт-Петербург; служит чиновником в главном управлении по делам печати.

Чтобы поправить свое материальное положение, он издает «Пчелу» — сборник для народного чтения, одобренный министерством просвещения.

В 1857 году вышли в свет два тома стихотворений Щербины, на которые откликнулся Чернышевский, отметив поэтическое дарование автора и положительно оценив его обращение к современной тематике. В то же время Чернышевский указал на некоторую искусственность древнегреческих образов Щербины. По мнению многих других современников, подражания древним удавались Щербине и были ценимы читателями.

Обращался он и к сатирическому творчеству. Характерны в этом отношении его эпиграммы «Сонник современной русской литературы» и «Альбом ипохондрика», носящие в большей степени антиправительственный характер.

Творчество Николая Щербины во многом перекликается с поэзией Полонского. Щербина недоволен условиями современной ему общественной жизни («В обществе», 1845; «Болезнь», 1853); его пленяет красота природы («Notturno», 1846: «Природа», 1851), могущество искусства («Сила песни», 1843; «Стих», 1845; «Поэту», 1855). Но у Щербины громче, нежели у Полонского, звучит гражданственный протест против засилья зла («Современная дума», 1848).

Не принимая окружающей его социальной среды, Щербина противопоставлял ей древнюю Элладу («Эллада», 1845), образ абстрактно понимаемого гармонически развитого человека («Человеку», 1848; «Миг», 1846; «Купанье», 1847; «Ваятель и натурщица», 1847). Упиваясь красотой древней Греции, поэт не терял веры в то, что для человечества наступит «солнце свободы» в будущие «века золотые» («Песня Прометея», 1848). После 1848 г. поэт постепенно утрачивал свой гражданско-обличительный пафос, уходя в мир иллюзий и «чистого искусства».

В его стихах все отчетливее стали звучать религиозно-примирительные мотивы («Когда давно с креста изречено прощенье», 1848; «Поэт», 1852; «Познав тщету и ложь борьбы», «Наш Демон», 1846).

Поэт выражает желание уйти «от борьбы жестокой», от мысли «о всяком зле». Это обусловило его враждебные выпады против прогрессивного искусства, якобы отражающего «вседневность», несущего «клевету на жизнь и дух народа». Скончался Николай Федорович Щербина 22 апреля 1869 года в Санкт-Петербурге.


Николай Федорович Щербина