Мцыри — романтический герой (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (Второй вариант)

На мой взгляд, романтическая поэма «Мцыри» — одна из лучших в творчестве М. Ю. Лермонтова. Автору удалось создать яркий и живой образ главного героя поэмы — одинокого, но мятежного, ведомого мечтой и не принимающего действительность, ищущего гармоничного единения с природой.

Мы знакомимся с Мцыри в монастыре, куда он попал еще шестилетним ребенком, плененным русским генералом. «Мучительный недуг» угрожал жизни мальчика, однако умелое лечение монахов спасло его. Уже тогда «могучий дух его отцов» развился в ребенке, сделав

его гордым и непокорным плену. Одиноким и замкнутым рос мальчик,

Томим неясною тоскойПо стороне своей родной.

Прошло время, Мцыри привык к плену и стал понимать чужой язык. Внезапный побег юноши в одну из осенних ночей подарил ему «три блаженных дня», а монахам — недоумение и непонимание его поступка. Внезапное истощение сил за столь короткий срок и угасание сильного и здорового молодого человека было необъяснимо, поскольку «он на допрос не отвечал». Лишь перед смертью Мцыри монаху удалось услышать его гордую исповедь:

Я мало жил, и жил в плену, Таких две жизни за одну, Но только полную

тревог, Я променял бы, если б мог,

— признается юноша.

Трагедия Мцыри — в отрыве от родины, дома, родных и друзей. Всю свою жизнь юноша знал «одну — но пламенную страсть»: вырваться на свободу из душного монастыря, который подарил ему эту короткую, но ненужную жизнь. Его влечет «чудный мир тревог и битв», возможность любить и ненавидеть, найти путь в «родную страну», встретиться с суровыми воинственными горцами, обнять мать, отца, сестер.

Гармония природы, ее свобода и непокорность противопоставлены в поэме сумрачным стенам монастыря, где царит атмосфера рабского смирения и покорности, гнетущая душу Мцыри с детства. Ведь люди, спасшие ему жизнь, на самом деле подарили ему ад. Не может смириться юноша с тем, что он «душой — дитя, судьбой — монах».

Он лишен не только родины и памяти, но и собственного имени. Поэтому и рвется он на волю, где частично находит утерянное богатство сильных впечатлений, движений и даже боя.

При встрече с барсом Мцыри понимает,

Что быть бы мог в краю отцовНе из последних удальцов.

Много нового о себе смог узнать Мцыри во время дикой схватки с барсом. Он был силен и страшен во время боя, будто сам превратился в зверя. Героическая натура юноши раскрывается здесь наиболее полно и широко, помогая ему одержать победу над лесными зверями. Мцыри погружен в ощущение боя, как в глубокий сон.

В пылу схватки он даже не замечает смертельных ран, нанесенных ему когтями барса.

Однако же продолжение пути не приносит Мцыри удачи.

«Вернулся я к тюрьме моей», — рассказывает Мцыри, со страхом вспоминая вновь увиденные стены монастыря. Смертельно раненый, он понимает, что никогда ему не вернуться на горячо любимую родину.

Увы! — за несколько минутМежду крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…

— признается Мцыри выслушивающему его монаху.

Созданный Лермонтовым образ гордого и непокоренного юноши невозможно забыть. Даже потеря надежды перед смертью не смогла сломить волю одинокого и гордого героя.


Мцыри — романтический герой (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (Второй вариант)