Какова роль женских образов по роману Тихий Дон (Шолохов М. А.)

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон» отображает жизнь донских казаков в нелегкое для России время. Война разрушает привычный уклад, и исторические события находят отражение как в межличностных отношениях, так и в развитии характеров героев.

Особое место в повествовании занимает семья. С первых страниц романа читатель видит сильных, гордых, решительных, способных на глубокие чувства людей — Мелеховых.

Система их нравственных ценностей основана на трудолюбии, великодушии, доброте.

Через семью Мелеховых отражается катастрофическое

нарушение устоев казачьего мира.

Женские образы в произведении представлены очень ярко, ведь именно на женщинах держится жизнь, семья, дом. Судьбы героинь — Аксиньи, Натальи, Ильиничны — трагичны; события, пережитые ими, волнуют читателя.

Аксинья обаятельная и красивая («на смуглой шее мелкие пушистые завитки», «тяжелый узел волос», «круглая спина», «налитые плечи»), гордая и смелая («…а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову…»), мятежная и непокорная. Она готова пойти против предрассудков и бороться за свое счастье. Любовь женщины к Григорию

сильна и страстна, и автор сравнивает образ героини с огнем: «бесстыдное полымя», «в глазах, присыпанных пеплом страха, чуть тлел уголек…», «губительная, огневая красота».

После смерти Натальи, отступления, тяжелой болезни и возвращения Аксинья меняется: она более спокойна и рассудительна, огонь в ее глазах сменяется сиянием, страсть — преданностью. Особенно это видно в последний день жизни героини: внутренние ощущения созвучны окружающему миру, а сама она верит в то, что обретет свое счастье. Но автором подчеркивается иллюзорность этой возможности: «призрачное счастье», «мир казался… светлым», делая радость героини недолгой.

На долю Аксиньи выпало много тяжких испытаний, но она стойко выдержала удары судьбы и пронесла любовь к Григорию через всю свою жизнь.

Наталья, жена Григория, — полная противоположность Аксиньи. Ее отличают стеснительность, целомудрие, терпеливость. Девушка красива: смелые серые глаза, смущенная улыбка, правдивый открытый взгляд, степенная фигура.

Она очень трудолюбива, спокойна и мудра, чем покоряет Ильиничну и Пантелея Прокофьевича.

Любовь Натальи к Григорию глубока и сильна и раскрывается в полной мере после рождения детей. Героиня нравственно чиста, добра к людям, бескорыстна, сострадательна даже к тем, кто причинил ей боль. Она воспитана на христианских традициях, но оказывается духовно слабее Аксиньи, для которой нормы православия — только препятствия к долгожданному счастью.

Возвращение Григория наполнило жизнь радостью супружеского бытия, но ненадолго: так трудно создаваемая семья снова оказалась разрушена. Но сил на дальнейшую борьбу уже не осталось, и крушение принципов, на которых воспитывалась Наталья, наполняет ее бессильным гневом. Перед гибелью героиня все же прощает Григория, любовь к которому сохранила до самой смерти.

Еще один важный женский персонаж романа — Ильинична. В ее образе заложено великое чувство материнства, спокойная мудрость и рассудительность. Она не только ведет хозяйство и заботится о детях и внуках, но и поддерживает гармонию в духовной атмосфере в доме.

Женщина обладает способностью не придавать значения мелким невзгодам и видеть лишь самое главное в семейной жизни.

Ильинична сильная, человечная и умная. Даже необходимость бросить хутор ее не пугает («Нехай лучше у порога убьют, — все легче, чем под чужим плетнем сдыхать!»), так как для нее главное — семья, родное гнездо. Женщина необычайно мудра: она благословляет Дуняшу и Мишку, видя, как ее дочь любит его и с какой теплотой Кошевой относится к Мишатке, ее маленькому внуку.

В этом заключается величие материнского сердца.

В образе Ильиничны автор раскрывает трагедию матери, потерявшей сына, мужа и многих близких: «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая». Выпавшие на ее долю испытания примирили женщину с Аксиньей, и глазами Астаховой читатель видит горе «твердой старухи». В конце романа в полной мере проявляется степень материнской любви: «И на смертном одре жила она Григорием…»

Таким образом, через женские образы в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» отражается мысль, что только любовь способна спасти человека, и, напротив, показывается трагическое разрушение традиционного уклада жизни.


Какова роль женских образов по роману Тихий Дон (Шолохов М. А.)