Какова роль женских образов по роману Тихий Дон (Шолохов М. А.)
Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон» отображает жизнь донских казаков в нелегкое для России время. Война разрушает привычный уклад, и исторические события находят отражение как в межличностных отношениях, так и в развитии характеров героев.
Особое место в повествовании занимает семья. С первых страниц романа читатель видит сильных, гордых, решительных, способных на глубокие чувства людей — Мелеховых.
Система их нравственных ценностей основана на трудолюбии, великодушии, доброте.
Через семью Мелеховых отражается катастрофическое
Женские образы в произведении представлены очень ярко, ведь именно на женщинах держится жизнь, семья, дом. Судьбы героинь — Аксиньи, Натальи, Ильиничны — трагичны; события, пережитые ими, волнуют читателя.
Аксинья обаятельная и красивая («на смуглой шее мелкие пушистые завитки», «тяжелый узел волос», «круглая спина», «налитые плечи»), гордая и смелая («…а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову…»), мятежная и непокорная. Она готова пойти против предрассудков и бороться за свое счастье. Любовь женщины к Григорию
После смерти Натальи, отступления, тяжелой болезни и возвращения Аксинья меняется: она более спокойна и рассудительна, огонь в ее глазах сменяется сиянием, страсть — преданностью. Особенно это видно в последний день жизни героини: внутренние ощущения созвучны окружающему миру, а сама она верит в то, что обретет свое счастье. Но автором подчеркивается иллюзорность этой возможности: «призрачное счастье», «мир казался… светлым», делая радость героини недолгой.
На долю Аксиньи выпало много тяжких испытаний, но она стойко выдержала удары судьбы и пронесла любовь к Григорию через всю свою жизнь.
Наталья, жена Григория, — полная противоположность Аксиньи. Ее отличают стеснительность, целомудрие, терпеливость. Девушка красива: смелые серые глаза, смущенная улыбка, правдивый открытый взгляд, степенная фигура.
Она очень трудолюбива, спокойна и мудра, чем покоряет Ильиничну и Пантелея Прокофьевича.
Любовь Натальи к Григорию глубока и сильна и раскрывается в полной мере после рождения детей. Героиня нравственно чиста, добра к людям, бескорыстна, сострадательна даже к тем, кто причинил ей боль. Она воспитана на христианских традициях, но оказывается духовно слабее Аксиньи, для которой нормы православия — только препятствия к долгожданному счастью.
Возвращение Григория наполнило жизнь радостью супружеского бытия, но ненадолго: так трудно создаваемая семья снова оказалась разрушена. Но сил на дальнейшую борьбу уже не осталось, и крушение принципов, на которых воспитывалась Наталья, наполняет ее бессильным гневом. Перед гибелью героиня все же прощает Григория, любовь к которому сохранила до самой смерти.
Еще один важный женский персонаж романа — Ильинична. В ее образе заложено великое чувство материнства, спокойная мудрость и рассудительность. Она не только ведет хозяйство и заботится о детях и внуках, но и поддерживает гармонию в духовной атмосфере в доме.
Женщина обладает способностью не придавать значения мелким невзгодам и видеть лишь самое главное в семейной жизни.
Ильинична сильная, человечная и умная. Даже необходимость бросить хутор ее не пугает («Нехай лучше у порога убьют, — все легче, чем под чужим плетнем сдыхать!»), так как для нее главное — семья, родное гнездо. Женщина необычайно мудра: она благословляет Дуняшу и Мишку, видя, как ее дочь любит его и с какой теплотой Кошевой относится к Мишатке, ее маленькому внуку.
В этом заключается величие материнского сердца.
В образе Ильиничны автор раскрывает трагедию матери, потерявшей сына, мужа и многих близких: «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая». Выпавшие на ее долю испытания примирили женщину с Аксиньей, и глазами Астаховой читатель видит горе «твердой старухи». В конце романа в полной мере проявляется степень материнской любви: «И на смертном одре жила она Григорием…»
Таким образом, через женские образы в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» отражается мысль, что только любовь способна спасти человека, и, напротив, показывается трагическое разрушение традиционного уклада жизни.