Звукопись. Аллитерация. Ассонанс
Звукопись. Аллитерация. Ассонанс
Звукопись – прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков. Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
(Бальмонт)
Аллитерация – повторение согласных. Например, в следующей строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук “л”:
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея…
Ассонанс – повторение гласных:
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Здесь повторяются гласные “о” и “е”.
Звукопись иногда представляет определенную эстетическую игру. Так, Сумароков воспроизводит кваканье лягушки: “О как к вам, к вам, к вам, боги, не гласить”.
Related posts:
- Я мечтою ловил уходящие тени Символисты К. Д. Бальмонт *** Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “В безбрежности” Землю целую и неустанно, ненасытно люби, всех люби, ищи восторга и исступления сего. Ф. М. Достоевский. Этот эпиграф к своему стихотворению “В безбрежности” поэт взял далеко не случайно. Значит, разговор пойдет о сверхлюбви, в понимании житейской и настоящей любви, восторженного поэта: Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и […]...
- Анализ стихотворения Бальмонта “Я мечтою ловил уходящие тени Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого автора, и стихотворение “Я мечтою ловил уходящие тени…” , написанное в 1895 году, не является исключением. Между тем, речь в данном произведении идет совсем не […]...
- Бальмонт К. Д. – один из лидеров “старших символистов” К. Д. Бальмонт, один из лидеров “старших символистов”, был “властителем дум” молодежи рубежа XIX-XX веков. В 1894- ом году он создал свой первый самостоятельный символистский сборник “Под северным небом”. Лирический герой первых поэтических стихотворений – неоромантик символического плана, мечтатель, стремящийся проникнуть за земные пределы бытия, стать частью космического целого, всего мироздания, увидеть “очертанья вдали”: И […]...
- К. Д. Бальмонт один из лидеров “старших символистов” К. Д. Бальмонт (1867-1942), один из лидеров “старших символистов”, был “властителем дум” молодежи рубежа XIX-XX веков. В 1894- ом году он создал свой первый самостоятельный символистский сборник “Под северным небом”. Лирический герой первых поэтических стихотворений – неоромантик символического плана, мечтатель, стремящийся проникнуть за земные пределы бытия, стать частью космического целого, всего мироздания, увидеть “очертанья вдали”: […]...
- Основные темы и мотивы лирики Бальмонта Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось более 50 лет и в полной мере отразило состояние тревоги, страха перед будущим, желание замкнуться в вымышленном мире. В начале творческого пути Бальмонт писал множество […]...
- Музыка поэзии серебряного века Лирика серебряного века многообразна и очень музыкальна. Сам эпитет “серебряный” звучит как колокольчик. Серебряный век подарил нам целое созвездие поэтов. Поэтов-музыкантов. Стихи серебряного века – это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это […]...
- Сочинение на тему: “Смысл высказывания известного лингвиста И. Г. Милославского: “Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего” Сегодня известно множество высказываний русских лингвистов, касающихся нашего языка. Одно из них – высказывание лингвиста И. Г. Милославского: “Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего”. Что же хотел сказать языковед этой фразой? Лично я это выражение расцениваю таким образом: благодаря повторению слов в тексте можно выделить ключевое понятие, на которое обязательно […]...
- Хвала человеку (Брюсов Валерий Стихи) Стихотворение “Хвала человеку”, написанное 1 декабря 1906- яркий тому пример. Брюсов очень любил его и с удовольствием исполнял на своих выступлениях. Это стихотворение мне очень понравилось. Его тема – человек. Произведение вызывает у читателя чувство глубочайшего уважения к человеку, преклонением перед тем, воспевает то, что он создал и чего добился, восхищением делами человеческими, гордостью за […]...
- Анализ стихотворения Бунина “Восход луны” Темой произведения, созданного в грозовую осень 1917 г., стала теплая летняя ночь. Лирического героя занимает живая жизнь природы в ее изменчивости, в игре звуков и света. Сосредоточенность на динамике пейзажа и смене человеческих ощущений – особенности, позволяющие говорить о тенденциях импрессионизма в художественной манере Бунина. Звукопись зачина создает впечатление неясного шелеста и легкого дуновения ветра: […]...
- О видах сложных предложений в русском языке Сложными называются предложения, в которых не менее двух грамматических основ, двух простых предложений. В зависимости от способа соединения частей сложные предложения бывают: А) сложносочиненные, в которых для соединения частей используются сочинительные союзы: и, ни-ни, тоже, также, да(и), а, но, да(но), зато, однако, или, либо, тпо-тпо, не пго-не гпо; Б) сложноподчиненные, в которых части соеди-нены подчинительными […]...
- Античное стихосложение < p>Под Античной в литературоведении понимается система стихосложения в Древней Греции, где она возникла еще в VIII в. до н. э., и в Древнем Риме, куда в III в. до н. э. она перешла из Греции. В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом (рапсодом), изображали его с […]...
- Анализ стихотворения А. А. Блока “Ты в комнате один сидишь” Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом “пути”. Вся лирика Блока разделена на 3 книги и восемнадцать лирических циклов. “Возмездие” – один из циклов, который посвящен […]...
- Не видно птиц… (Бунин Иван Алексеевич Стихи) Не видно птиц. Покорно Чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва. А в поле ветер. День холодный Угрюм и свеж – и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от […]...
- Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Гласные в падежных окончаниях прилагательных Для проверки правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных существует Два основных правила: Окончание прилагательного проверяется вопросом, который ставится к слову. В зависимости от типа основы прилагательного в окончаниях могут писаться – о, – ы и – е, – и. Примеры: возле высокОго Дома, рисовать синИм Карандашом, следить за спящЕй кошкОй. […]...
- Общие правила правописания неударяемых гласных – Правописание гласных, Орфография Общие правила правописания неударяемых гласных Общие правила правописания неударяемых гласных & 11. В неударяемых слогах пишутся гласные, одинаковые с теми, которые произносятся в той же части слова (в том же корне, в той же приставке, в том же суффиксе или в том же окончании), когда эта часть стоит под ударением, например: В корнях: жара (жар), […]...
- В. Я. Брюсов. Тени прошлого. Составьте схему рифмовки брюсовского сонета В. Я. Брюсов. Тени прошлого Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как […]...
- Сочинение на ГИА 2013 года по цитате лингвиста И. Г. Милославского Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Г. Милославского: “Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего”. Это выражение И. Г. Милославского я понимаю так: путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие, на которое обязательно обратит внимание читатель. Приведу примеры из текста В. Осеевой, в котором нахожу около десяти лексических […]...
- Мое открытие “серебряного века” русской поэзии К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова Красивое название “серебряный век” заставило меня обратиться к русской поэзии конца XIX – начала XX столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью. Человеку, воспитанному на стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую действительность и самого себя. […]...
- Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […]...
- Край ты мой заброшенный… (Есенин Сергей Стихи) Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и […]...
- Анализ стихотворения “Кто создан из камня, кто создан из глины…” Цветаевой М. И “Кто создан из камня, кто создан из глины…” В стихотворении “Кто создан из камня, кто создан из глины…” М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя “Марина” имеет значение “морская”. Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной […]...
- Определение. Что такое Гласные звуки Гласные звуки – звуки речи, которые характеризуются следующими важнейшими акустическими и артикуляционными признаками: во-первых, они состоят только из тона (голоса), а во-вторых, при их образовании не возникает преграды на пути воздушной струи. С точки зрения акустики гласные звуки состоят только из одного тона, а различные соотношения тона и шума характеризуют согласные звуки. Итак, при произнесении […]...
- Идея подвига человека в творчестве Горького Идеей подвига как примера для людей проникнута и “Песня о Соколе”. Центральный персонаж “Песни” предстает, на первый взгляд, как чисто традиционный: сокола давно принято изображать как гордую свободолюбивую птицу. И, кстати сказать, он так был изображен в первой редакции произведения Горького, потому-то она и не удовлетворила автора. Однако и в первом варианте был особый эмоциональный […]...
- Что такое анафора Анафора, в прямом переводе с греческого, будет “отнесение”, или другими словами – это повторение слов, предложений, целых стихотворных строк, которые размещены в начале. Данная стилистическая фигура широко используется в поэтической речи. В прозе немного реже. Если в стихотворной анафоре одно и то же слово повторяется часто, но в пределах одного предложения, то в прозе такое […]...
- Шаблон анализа лирического стихотворения Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где Вершина – текст стихотворения, Ось конуса – анализ формы, Основание – истолкование содержания. 1. С чего начать? – ассоциации, которые вызывает стихотворение; – настроение, которое создает стихотворение – мысли, которые оно вызывает – факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к […]...
- Еще майская ночь (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи) Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май! Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь. Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит […]...
- Cеребряный век русской поэзии Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 […]...
- Анализ стихотворения Незнакомка История создания (Блок Александр) Стихотворение А. А. Блока “Незнакомка” было написано в 1906 году и является одним из самых известных в творчестве поэта. Произведение построено на антитезе: жестокость страшного и “пошлого” мира противопоставлена прекрасному и манящему облику незнакомки. Лирический герой устал от безнравственных людей вокруг, думает о них с раздражением (“окрики”, “остряки”, “визг”, “пьяницы”, “плач”). Но появление прекрасной незнакомки […]...
- Интерпретация поэтического текста М. Сеспеля “Жизнь моя” Жизнь моя, за какими холмами Твой с уютною кровлею дом? Тихой тенью, побитой камнями, На распутьи стоишь босиком. Стан твой юный, медвяные плечи Выпила непогоды пурга, И устам обескровленным нечем Поцелуев огни возжигать. И когда-то упругия груди Рассекла ветра хлесткая плеть, – Все же… кто же меня, кто же нудит Жгу чей жаждой к Тебе […]...
- Анализ стихотворения Цветаевой М. И. “Кто создан из камня, кто создан из глины…” В стихотворении “Кто создан из камня, кто создан из глины…” М. И. Цветаева расшифровывает значение собственного имени. Имя “Марина” имеет значение “морская”. Оно гармонично соответствует темпераменту цветаевской лирической героини, ее подвижности, энергичности и своеволию, которым она так гордится. Главной в стихотворении становится идея самовыражения, воплощения неутомимой жизненной энергии, с которой лирическая героиня бросает в море […]...
- Классификация и виды рифмы Основные классификации По месту ударения Мужская (с ударением на последнем слоге): Он возвратился и попал, Как Чацкий, с корабля на бал. (А.С. Пушкин) Женская (с ударением на предпоследнем слоге): Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя… (М.Ю. Лермонтов) Дактилическая (с ударением на третьем от конца слоге): […]...
- Язык художественного произведения Различаются два вида языка художественного произведения: ПОЭЗИЯ и ПРОЗА. ПОЭЗИЯ – ритмически организованная образная речь, разделенная на соизмеримые отрезки (стихи = строки), чем отличается от прозы. Изобразительно-выразительные средства (ИВС) 1. Фонетические средства (звукопись) АЛЛИТЕРАЦИЯ – повтор одинаковых или похожих согласных звуков. АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков. 2. Лексические средства СИНОНИМЫ – слова […]...
- О первый ландыш! Из-под снега (Фет Афанасий Афанасьевич Стихи) О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает – О чем – неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. Историко-биографический материалИстория создания […]...
- Анализ стихотворения А. Блока “Осенний день” Стихотворение А. Блока “Осенний день” имеет точную датировку – 1 января 1909 года. Оно посвящено теме родины. Его идея, на мой взгляд, выражена в последнем четверостишии: О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? Герой переживает о судьбе России, ее народа, которые находятся в бедственном […]...
- Сочинение на тему: СЕЙСМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ СЕЙСМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ А знаете, как были обнаружены почти все нефтеносные и газоносные районы Западной Сибири? В этом геофизикам помог сейсмический метод. Что это такое? Слыхали вы когда-нибудь эхо? Крикнешь – и звук, наткнувшись на какую-то преграду, отражается и возвращается к вам и раз, и два, и больше. На таком же принципе эха основан и сейсмический […]...
- Вопросы и ответы к стихотворению В. Я. Брюсова “Тени прошлого” Почему осенний день назван поэтом “скучным”? Какие краски преобладают в пейзажной зарисовке первого четверостишия? Осенний день навевает скуку прежде всего потому, что долгие дожди и затяжные туманы стирают четкость очертаний и сливают воедино все вокруг. И небо, и земля предстают в равно сером цвете. Каким настроением проникнуто второе четверостишие? Как вы понимаете метафору “волны небытия”? […]...
- Вопросы и ответы к теме “Поэты-эмигранты XX века” 1. Назовите писателей старшего поколения – эмигрантов I волны. И. Бунин, А. Белый, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Ремизов, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и др. 2. Почему младшее поколение писателей-эмигрантов было названо незамеченным? Писатели младшего поколения ко времени эмиграции еще не сложились в творческом отношении в России. Они не […]...
- Учебно-педагогический комплекс “Педколледж – детский сад” 129282, г. Москва, ул. Грекова, 3, корп. 1. Тел. 478 33 75, 478 38 98, 478 21 62. Проезд: ст. метро “Медведково”, выход из последнего вагона. Специальности на базе 9 классов (3 гю 10 мес.): преподавание в начальных классах с доп. специализациями: воспитатель в группе продленного дня, учитель начальных классов с правом обучения иностранному языку; […]...
- Сочинение на тему: “Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века” В начале XX века поэзия расцветает в своем неповторимом многоголосье и разноцветье. Один из лидеров русского символизма, талантливый поэт Бальмонт, в 1902 году восклицает: “будем как солнце!”. Бальмонт представляет собой натуру впечатлительную, артистичную, романтическую, вместе с тем ранимую и будучи максималистом, он предъявляет завышенные требования к бытию людей. В центре мира у него Солнце, как […]...