“ЗВУЧАЛ, КАК КОЛОКОЛ НА БАШНЕ ВЕЧЕВОЙ…” (политическая лирика А. С. Пушкина)

“Звучал, как колокол на башне вече-
вой…” – этими словами М. Ю. Лермонтова
о стихах своего предшественника хотелось бы
начать рассуждения о политической лирике
А. С. ПушкинА.
Молодой А. С. Пушкин, только что окон-
чивший Царскосельский лицей, оказался пе-
ред прозой жизни, столкнулся с несправед-
ливостью крепостнического строя. Россия
после славных побед над Наполеоном начи-
нала поддаваться губительному гниению из-
нутри. Не выдерживая испытания временем,
рушились вековые устои самодержавия,

За-
хватническая внешняя политика царя хоть в
какой-то мере должна была затушевать клас-
совые противоречия, отвести взгляд здраво-
мыслящего. человека от проблем внутренних,
разжечь в каждом чувство национализма…
Россия превращалась в “жандарма Евро-
пы”, сама задыхаясь под властью тирана.
Увы.! куда ни брошу взор ~-
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы.
Это – ода “Вольность” А. С. ПушкинА. Но
не только пессимизмом веет от этого произве-
дения поэта. Оно призывает и к борьбе: “Вос-
станьте, падшие рабы!” Стихотворение
“К Ча-
адаеву”: – философские раздумья молодого
человека, который должен сделать выбор в
жизни. Выбор этот приходилось делать каждо-
му, избирая дорогу “народного заступника”
или дорогу “раба”. Рылеев, Пестель, Кюхель-
бекер, Чаадаев, Пушкин выбрали первый путь:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…
А. С. Пушкин утверждает и проповедует
не уход от борьбы, не пассивную романтику
со стонами, вздохами, а битву за светлое бу-
дущее Отчизны:
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
“Минута вольности святой” – разве ради
этого не стоит жить?! Верой в грядущее сча-
стье народов России пронизаны последние
строки этого послания:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Гимн свободе, прозвучавший здесь, утверж-
дает еще и необходимость посвятить всего себя
борьбе. Когда все люди осознают эту необходи-
мость, только тогда они сумеют искоренить
“барство дикое”, которое “без чувства, без за-
кона присвоило себе насильственной лозой и
труд, и собственность, и время земледельца”.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! – ,
призывает поэт. В стихотворении “Деревня”
поэт использует антитезу, с помощью кото-
рой он противопоставляет красоту русской
природы суровой правде жизни. Этим он до-
бивается такого реального изображения “не-
вежества”, что становится страшно и горько
видеть язвы на теле Родины:
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея…
Злые языки обвиняли поэта в отсутствии
патриотизма. Да, действительно, патриотизм
поэта – это не восхваление самодержавия
и царской семьи, не восхваление внешнеполи-
тической деятельности царизма, не преклоне-
ние перед “либерализмом” бюрократического
аппарата государства. Он бичует и обличает
все это. Это патриотизм, который разовьет
М. Ю. Лермонтов в своих произведениях “Про-
щай, немытая Россия!”, “Родина” и других.
А. С. Пушкин никогда не боялся выска-
зывать такие мысли, от которых у царя и его
сановников “ползали мурашки по телу”:
Мы добрых граждан позабавим
,И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим.
На вопрос Николая I, где был бы поэт 14 де-
кабря 1825 года, если бы находился в Петер-
бурге, Пушкин ответил: “С друзьями”, то есть
с декабристами, на Сенатской площади.
Служение Отчизне – эту идею поэт про-
нес через всю жизнь. В эпоху махровой ре-
акции, последовавшей за разгромом восста-
ния 1825 года, он находит в себе силы за-
явить: “Я гимны прежние пою…” В послании
“В Сибирь” поэт пишет о благородном по-
прище своих товарищей:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Поэт верит, что одиночество его не вечно,
справедливость восторжествует и он снова
увидит своих друзей на свободе.
Поэт всегда вольно или невольно сопри-
касается с государственной властью. Из это-
го, как показала история, не получается ни-
чего хорошего для поэта и ничего полезного
для власти.
Однако надежда на просвещенного прави-
теля никогда не покидала людей искусства.
Поэтому Александр Пушкин обращается к
Николаю I, только что – взошедшему на пре-
стол, со своеобразной интерпретацией “Фе-
лицы”, адресованной в свое время Г. Держа-
виным Екатерине II.
Нужно обладать смелостью и огромным
талантом, чтобы поучать монарха. Но все же
Пушкин идет и на некоторый моральный
компромисс, проводя параллель между “мя-
тежами и казнями” “начала славных дней
Петра” и кровавым завершением восстания
декабристов, где большинство пострадавших
были близкими поэту людьми.
Как объяснить этот компромисс? Во-пер-
вых, А. С. Пушкин был истинным сыном своей
монархической эпохи. Он верит в “рабство,
падшее по манию царя”.
Во-вторых, поэт, ставя столь высокую
планку Николаю I, желает смягчить участь
своих друзей, внушив монарху, что можно
“правдой привлечь сердца” и “нравы укротить
наукой”. Александр Пушкин мечтает видеть на
троне мудрого царя. Образованный и совестли-
вый самодержец – идеал русского народа.
Однако продолжались гонения на свобо-
домыслящих людей. И не все выдерживали.
Некоторые гнули спины под все ожесточаю-
щимся напором реакции, другие, замаливая
“грехи молодости”, переходили в лагерь ца-
ризма. Но неколебимо высилась фигура ги-
ганта – фигура ПушкинА. Он был одним из
немногих, кто продолжал петь песнь Свобо-
де, Равенству и Братству.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“ЗВУЧАЛ, КАК КОЛОКОЛ НА БАШНЕ ВЕЧЕВОЙ…” (политическая лирика А. С. Пушкина)