“Звезда пленительного счастья”
Видеоурок
В 7-м классе на уроке литературы впервые происходит разговор о восстании декабристов. Без рассказа об эпохе и участниках восстания невозможно приступать к изучению поэмы Н. А. Некрасова “Русские женщины”. Тема очень интересна ученикам, и просмотр фильма Владимира Мотыля “Звезда пленительного счастья” как нельзя более кстати. Мне кажется, что смотреть на уроке весь фильм не стоит по нескольким причинам.
Первая – традиционная – отсутствие времени. Вторая – фильм целиком воспринимается в этом возрасте далеко
Поэтому мне показалось уместным просмотреть и обсудить эпизоды из фильма.
Начать урок можно с первых десяти минут фильма, чтобы сформировать восприятие, проникнуться атмосферой эпохи. Этому способствуют и музыка к известному романсу на стихи Булата Окуджавы, и ряд рисунков, представленных в начале картины. А потом можно предложить для просмотра выбранные мною эпизоды.
Результат урока – очередь за диском. И это было приятнее всего.
I. Вступительное слово учителя
Дорогие ребята, мы закончили
Читать поэму Некрасова было интересно, и самое главное, у многих появилось желание побольше узнать о самом восстании декабристов, о судьбах его участников, об эпохе в целом.
Уже два столетия эти вопросы интересуют многих историков, литераторов, и режиссеров в том числе. В 1975 году режиссер Владимир Мотыль снял фильм, который назвал строчкой из стихотворения А. С. Пушкина – “Звезда пленительного счастья”.
II. Просмотр эпизодов и беседа
1. 00.00-10.00 мин. Начало фильма. Разговор Волконского с женой
– Мы просмотрели начало фильма. Скажите, что вам понятно из просмотренного? Кто герои?
(Сергей Григорьевич Волконский и его жена Мария Николаевна Раевская-Волконская.)
– Речь идет о бумагах, о письмах А. С. Пушкина. Почему? Кто такой Николай Николаевич?
(Раевский – генерал, герой войны 1812 года.)
– О чем идет разговор на заседании тайного общества? Кто его участники? (В фильме играют лучшие артисты отечественного кино. Нужно назвать их имена: И. Костолевский, И. Купченко, А. Баталов, О. Янковский, О. Даль и др.).
– Волконский говорит жене: “Ты постараешься понять нас?” А вы понимаете, о чем идет речь?
2. 18.00-23.12 мин. Арест Трубецкого. Сцены восстания
– Кто герои этого эпизода?
(Сергей Петрович Трубецкой и Екатерина Ивановна Трубецкая.)
– Что происходит?
(Арест Трубецкого, сцены восстания. Николай I в растерянности, солдаты тоже. Александр I умер, а Николаю I еще не присягали.)
3. 55.55-56.45 мин. Диалог Волконского с Николаем I
– О чем говорит Сергей Григорьевич Волконский с царем? В чем, по его мнению, несчастье страны?
(Жить нужно по закону, а не по прихотям царя.)
– Можно ли назвать Волконского смелым человеком, человеком чести?
4. 58.00-59.59 мин. Разговор Волконской с братом
– Что знаем мы из поэмы Н. А. Некрасова о том, как родные скрывали от Марии Николаевны правду о муже? (Можно зачитать.) Почему Волконская благодарит брата?
(Любая мука лучше неизвестности.)
5. 01.43-01.46 мин. Обед в семье Раевских
– Как относится семья Раевских к решению Марии поехать вслед за мужем? Чувствует ли Мария Николаевна поддержку? Трудно ли ей принимать решение в такой ситуации?
Что можно сказать о характере этой женщины?
6. 02.03-02.06 мин. Отъезд Волконской
– Отец сказал Волконской: “Я прокляну тебя, если ты не вернешься через год”. Вернулась ли она?
7. 02.17-02.23 мин. Диалог губернатора Цейдлера с Трубецкой
В фильме несколько эпизодов, в которых показана встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором Цейдлером. Иннокентий Смоктуновский замечательно играет злодея, последнего на пути следования Трубецкой к месту ссылки мужа, который выполняет волю государя. Почему так нужно было царю остановить Трубецкую?
Какие чувства испытывает герой Смоктуновского?
8. 02.29-02.31 мин. Встреча Волконской с мужем
В записках М. Н. Волконской сказано, что встреча произошла не в руднике, а в комнате, правда, на второй день после приезда Волконская действительно спускалась в шахты. Но и Н. А. Некрасов, и В. Мотыль сцену встречи Волконской с мужем увидели по-другому.
9. Помимо истории жизни Волконской и Трубецкой в фильме есть и другая история.
Полина Гебль, француженка, в православии Екатерина Егоровна Анненкова, поехала в Сибирь вслед за поручиком Анненковым, который мужем ей не был.
История их любви, пожалуй, наиболее интересна зрителям.
32.00-38.55 мин. Встреча Полины с Иваном Анненковым в Петропавловской крепости
– Какие трудности приходится преодолевать героине, когда она добивается встречи с поручиком Анненковым?
10. 43.00-46.56 мин. Воспоминания Полины и Анненкова
– Почему Полина отказалась когда-то стать женой Ивана Анненкова?
(Никогда не вышла бы за мешок с деньгами.)
– Почему хотела бы стать женой отверженного? Что возвращает ей надзиратель?
(Кулон матери.)
– Почему?
11. 49.36-52.00 мин. Дом матери Анненкова в Москве
– Поручик Иван Анненков приезжает к матери просить разрешения на брак.
Обратите внимание на уклад барской жизни. Провинциальная Москва, дворовые девки, арапка и развлечения барыни.
Чему радуется герой Игоря Костолевского?
(Проклят матушкой, лишен наследства, а значит, больше не мешок с деньгами.)
12. 02.32-02.38 мин. Финал картины
Заканчивается фильм сценой свадьбы Полины и Ивана Анненкова, которая состоялась уже в Сибири. Режиссер несколько раз показывает нам лица женщин-декабристок. Вглядитесь в них.
Вспомним их имена.
В качестве Домашнего задания можно предложить несколько вариантов.
1. Рисунки – впечатления от увиденного и прочитанного.
2. Придумать и написать страничку из дневника Трубецкой или Волконской.
3. Прочитать и сравнить “Записки” М. Н. Волконской с поэмой Некрасова или фильмом.