Золя “Карьера Ругонов”. Новаторство и художественные особенности романа

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Научно-естественный эксперимент Эмиля Золя удался – мы во всех деталях ознакомились с жизнью Франции II половины XIX столетия, через судьбу нескольких семей познали как историю народа, так и пути становления личности, развития ее добродетелей и недостатков под влиянием естественных и общественных факторов. Сегодня мы подытожим наши познавательные, моральные и эстетичные достижения.

III. Объявление темы и цели урока

IV. Обобщение знаний, умений и навыков

1. Литературный диктант “”да” – “нет””

Примечание. Происходит по принципу взаимопроверки под руководством учителя.

1) Эмиль Золя – основатель литературного направления – натурализма. (Да)

2) Сильвер придерживался монархических взглядов, поэтому выступил против повстанцев. (Нет)

3) Мьетта – молодая жена Сильвера. (Нет)

4) Аделаида – учредительница рода Ругон-Маккаров. (Да)

5) Фелисите старалась тайно управлять своим мужем. (Да)

6) Повстанцы с боем взяли город Плассан. (Нет)

7) Плассан – это однородный рабочий город. (Нет)

8) Ежен сообщал отца в письмах из Парижа о политических новостях и направлял его деятельность. (Да)

9) Фелисите основала “желтую гостиную” (“салон”), в которой собирались противники республиканцев. (Да).

10) Мьетта погибла, мужественно бросившись в бой и отстреливаясь. (Нет)

11) Пьер добился овеянной мечтой должности собирателя налогов и ордена Почетного легиона. (Да)

12) Много черт героев, их поведение автор объясняет наследственностью. (Да)

2. Выполнение задач поисково-исследовательского характера

Объясните символику красного цвета в романе (красный флаг Мьетты – орденская лента – кровь на каблуках Пьера Ругона – огонек свечки в окне собирателя налогов, который умер). (Красный цвет – это кровь, пролитая за идеалы; это та самая кровь, через которую переступили ради достижения своей корыстной цели; Фелисите, постоянно смотря с завистью на богатый дом собирателя налогов, пожелала хозяину смерти, чтобы занять его дом, и пожелания осуществились, Фелисите ощущает, что этот грех – на ее совести, но не мучается от укоров совести: цели они с мужем достигли, и не важно, какой ценой).

Докажите, что роман Э. Золя “Карьера Ругонов” принадлежит к произведениям литературного направления – натурализма.

Определите, какие художественные средства использовал автор в этом пейзаже, какова их роль: “Молодые люди залезли на перила моста и посмотрели вниз. Под их ногами глухо, беспрерывно шумела Верна, что вздулась от дождей. Вверх и вниз по течению, где тьма казалась еще гуще, можно было рассмотреть темные силуэты прибрежных деревьев; кое-где лунный луч, скользнув по воде, оставлял за собой струи расплавленного свинца, который колебался, отсвечиваясь, как отблески на рыбьей чешуе.

Эти блестки предоставляли серому водному подолу таинственную обворожительность; они текли вместе с ней под неясными тенями листвы. Долина казалась очарованным, сказочным царством, где тени и свет жили странной, призрачной жизнью”. (Традиционные эпитеты, сравнения, метафоры в своей обычной роли – сделать более выразительным, детализировать описание; вся картина будто готовит читателя к тому, что это таинственное царство захватит и влюбленную пару, понесет за собой в водоворот страшных социальных страстей; можно рассматривать это и как отдаленный контраст “войны” и “мира”).

3. Мини-диспут “Не снимает ли Золя с человека ответственности за его поступки, постоянно апеллируя к наследственности?”.

4. Интерактивное упражнение “Займи позицию и обоснуй ее” по вопросу “Являются ли вложения родителей в образование детей хорошей инвестицией?”.

Да Не всегда Нет

5. Проблемный вопрос

Знакомясь с Францией XIX ст., мы видим, что ее история была довольно сложной, трагедийной. Не обошли французов две мировые войны ХХ ст. Почему же ее уровень среди государств мира является одним из высочайших?

V. Домашняя задача

Прочитать роман О. Уайльда “Портрет Дориана Грея”.

VI. Подведение итогов урока.



Золя “Карьера Ругонов”. Новаторство и художественные особенности романа