“Золотой жук”, художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По

Одно из самых популярных и читаемых еще при жизни автора произведений Эдгара По было создано в два этапа: реалистические подробности в описании места действия “Золотого жука” были взяты из воспоминаний о военной службе писателя в форте Моултри в 1820-х годах; сама новелла была написана в июне 1843 года в качестве конкурсного произведения, получившего главный приз в 100 долларов в газете “Philadelphia Dollar Newspaper”.

По своему жанру “Золотой жук” относится скорее к новелле, чем к рассказу, так как в основу его положено неординарное событие – поиск пиратского клада, зарытого капитаном Киддом на острове Сэлливан, в Южной Каролине. Повествование ведется от лица автора-рассказчика – друга главного героя, обнищавшего богача Вильяма Леграна. Нейтральный тон и равномерное, лишенное резких толчков развитие действия периодически сбивается на попытку психологического анализа (как собственного состояния автора, так и внутренних причин необъяснимого поведения Леграна) и описания необычных для рядовой жизни середины XIX века предметов и событий (находки золотого жука, появления слуги Леграна – негра Юпитера на пороге дома автора с косой и лопатами, находки черепа на седьмой ветви тюльпанового дерева и последующего обнаружения клада, общей стоимостью в полтора миллиона долларов), но и то, и другое при ближайшем рассмотрении оказывается совершенно естественным и логически обоснованным ходом развития сюжета.

Действие новеллы разворачивается в двух временных отрезках: много лет назад, холодным вечером октября 18… года, когда автор приходит в гости к Леграну и узнает о находке золотого жука, и спустя месяц, когда Легран просит автора о помощи в поиске уготованного ему судьбой сокровища. Первоначальное впечатление от новеллы как от произведения, рассказывающего историю частного безумия, неожиданно сменяется приключенческой составляющей, когда автор поддается общей увлеченности в поиске сокровищ, и выходит на новый, детективный уровень в тот момент, когда Легран начинает объяснять автору логическую цепочку своих размышлений, приведшую его к сундуку с золотом. С детективным жанром “Золотого жука” роднит только общая идея раскрытия правды в финале истории.

Собственно же детективом новелла не является, так как в ней нет ни факта преступления, ни разбросанных по ходу повествования зацепок. Первая часть произведения показывает происходящее в настоящем времени глазами автора, вторая часть объясняет логическую подоплеку и видение уже прошедших событий их двигателем – Вильямом Леграном. Сам Эдгар По называл “Золотой жук” “логической новеллой”.

Термин “детективный жанр” сформировался позднее и стал более узким понятием по отношению к ней.

Основные герои произведения – они же единственные видимые читателем: автор-рассказчик (имя неизвестно), выходец из старинной гугенотской семьи – Вильям Легран и его слуга – негр Юпитер. Второстепенные персонажи (лейтенант, которому Легран отдал на время золотого жука, и дряхлая старушка, указавшая герою на высокий скалистый утес как “трактир епископа”) появляются на страницах новеллы только в словесном рассказе Вильяма Леграна. Они выполняют в произведении ту же функцию, что и лабрадор последнего – сдвигают с мертвой точки зашедший в тупик сюжет: если бы не лейтенант, Легран не стал бы рисовать для автора найденное насекомое и не обнаружил бы пиратскую карту; если бы не указания старушки, он никогда бы не нашел место, откуда можно начать поиск клада; если бы не лабрадор, возможно, герои отчаялись бы продолжить дальнейшие раскопки и ничего не нашли.

Наибольший интерес в “Золотом жуке” представляет художественный образ Вильяма Леграна, который, в глазах автора, проходит путь от восторженного безумца до тонкого аналитика, владеющего системой как математических расчетов (решение криптограммы), так и лингвистического анализа (сопоставление образов и слов английского языка). Помимо точных дисциплин в арсенале героя есть еще и психологические инструменты, позволяющие проникнуть в суть пиратского замысла по составлению карты.

Золотой жук, давший свое название новелле, выполняет в произведении скорее символическую, чем практическую функцию: он является предвестником найденного пиратского клада (золото – как символ богатства и черные пятнышки на спине – как пиратский символ черепа). Внешний вид выдуманного золотого жука был сложен автором из двух реальных насекомых, обитающих в месте действия новеллы: золотистое тело он получил от жука Усача или Дровосека (Cerambycidae), а темные пятна – от Щелкуна (Alaus oculatus). Мистическими свойствами золотого жука наделил недалекий, суеверный негр Юпитер, выполняющий в новелле как роль реального помощника (готовка еды, покупка инструментов, передача письма автору и т. п.), так и путаника, мешающего своему хозяину заниматься поиском сокровищ (прямое желание огреть дубиной по голове, косвенная ошибка при определении правой и левой глазницы черепа).

Дополнительный мистицизм вносит в новеллу и сам Вильям Легран, когда решает подшутить над автором и начинает поиск клада с классического для всех шарлатанов действия – верчения предмета (в данном случае, золотого жука) на шнурке.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Золотой жук”, художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По