Знакомство с терминами “поэзия” и “проза”

Чтение рассказа по цепочке с обсуждением

(Чтение, конечно же, будет сопровождаться громким смехом детей, и не надо их сдерживать: пусть до конца прочувствуют сущность и назначение юмористического рассказа и посмеются от души. Важно только сказать детям, что во время смеха читающему надо сделать паузу: остановиться и посмеяться вместе со всеми.)

Учитель. А теперь давайте отметим в рассказе места, где вам было смешно. Почему вам было смешно?

(Ребята выделяют строчки в тексте.)

Учитель. А почему ученику никак не удавалось выучить стихотворение?

Ученица.

Потому что он не думал над смыслом, а только старался повторять слова и запоминать их.

Учитель. А кто подсказал мальчику, как надо учить стихи? Найдите это в тексте.

Ученик. Ему подсказал старший брат: “Не нужно зубрить, – сказал старший брат, – разберись, в чем дело”.

Учитель. А что значит – “зубрить”? Как вы это поняли?

Дети. – Это значит бездумно повторять слова.

Не вдумываться в их смысл.

И не представлять картину, которую автор изображает в тексте.

Учитель. Давайте запишем это слово в тетради и составим цепочку родственных слов.

(Учитель

на доске, а дети в тетрадях записывают слово и подбирают к нему родственные:

Зубрить – зубрежка – зубрилка – зазубривание

Попутно выясняется значение каждого слова, а также в каких случаях эти слова употребляются.)

Учитель. А теперь давайте попробуем открыть маленький секрет: как появилось это слово в русском языке? Почему бессмысленное заучивание назвали словом “зубрить”? Вслушайтесь в звучание его.

Какое слово здесь услышите?

Дети. – Я услышала: “зуб”! Наверное, это слово произошло от слова “зубы”?!

Ведь мы говорим и с помощью зубов.

Да, зубы участвуют в произношении, некоторые звуки так и называются (“язычнозубные”, например).

Учитель. А теперь давайте закончим мысль:

“Зубрить – это только произносить, а не…”

Дети. “…не думать!”

Учитель. Вот и отлично! По поводу этого я вам приведу еще одно выражение, которое часто повторяют взрослые детям: “Выучи так, чтоб от зубов отскакивало!” То есть как это?

Дети. – Надо выучить наизусть!

Учитель. А что иногда приходится заучить?

Дети. – Правило, например.

Таблицу!

Стихотворение.

Учитель. А чтобы запомнить, выучить наизусть, что при этом надо делать? Дети. – Думать.

– Вдумываться в смысл.

Учитель. Верно, иначе в голове у нас будут “крути снежные”, то есть бессмыслица.

3. Знакомство с терминами “поэзия” и “проза”

Учитель. А теперь скажите, текст, который вы читали, можно назвать стихотворением?

Дети. – Нет, нельзя. Это рассказ.

– Он рассказывает о стихотворении Пушкина. Но сам

Текст – не стихотворение.

Учитель. А стихи в нем есть? Ученик. Да, стихи есть:

“Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…”

Учитель. А вот эти строки можно назвать стихами:

“Кроя мглою бурю кроет, Крути снежные вертя…”?

Дети. – Нет, конечно, нельзя!

Они же бессмысленные!

Такого в жизни не бывает!

Учитель. А разве у стихов главный показатель – смысл? Значит, повашему, все, что имеет смысл, это и есть стихи?

Давайте вспомним, что же является главным показателем стихотворного текста, об этом мы уже вспоминали на первых уроках и даже записывали на доске и в тетрадях.

Дети. – Ритм!

– И рифма!

Учитель. Давайте проверим, есть ли ритм у этих бессмысленных строчек.

(Один ученик, по вызову учителя, записывает схему текста на доске. Остальные ребята работают в тетрадях. Сначала текст проговаривается хором и сопровождается хлопками. Выделяются слоги и обозначаются отрывистыми линиями либо скобками:

Ииииииии и и и и и и и

Затем дети проговаривают текст еще раз с хлопками, определяют, на какой слог приходится хлопок, а на какой – нет. Сильный слог обозначают ударением:

Ребята делают вывод, что данные строчки – это стихи.

Затем устно проверяются другие строчки, придуманные героем:

“Буря кроет небо мглоет…”,

“Утро воет небо могилою…”

Ребята приходят к выводу, что эти строчки – тоже стихи.)

Учитель. А теперь посмотрим на другие строчки в рассказе. Чем они отличаются от стихов?

Проверьте таким же способом любую строчку.

(Ребята самостоятельно пытаются найти ритм в строке “Я отложил книжку в сторону и с выражением прочел…” и приходят к выводу, что написана она “просто”, без ритма.)

Учитель. Ну а теперь вспомним о рифме: что это такое?

Дети. – Это когда одинаково звучат концовки стихотворной строки.

– Когда строка заканчивается одинаковыми звуками с другой строкой.

Учитель. Приведите примеры из стихотворений, которые мы с вами недавно учили.

Дети (вспоминают): “деньской” – “такой”, “ученики” – “звонки”, “вопрос” – “унес”, “болото” – “ктото”, “класс” – “раз”, “ученица” – “сидится”, “вставать” – “открывать”, “хотел” – “не смел”, “хвать” – “бежать”.

Учитель. Ну, это вы нашли рифмы в готовых текстах. А теперь попробуйте подобрать рифмующиеся слова сами.

Поиграем в рифмы!

(Учитель называет слова, а ребята подбирают рифмы сами.)

Учитель. А теперь давайте прочитаем в учебнике, какие бывают тексты и как они называются.

(Ребята читают на странице 23, что такое поэзия и проза. Термины записываются в тетрадях и на доске, составляются цепочки:

Поэзия – поэт – поэма – поэтический – поэтичный;

Проза – прозаик – прозаический – прозаичный.

Хорошо при этом использовать толковый словарь. Попутно обговаривается и значение каждого слова, случаи

Применения его в речи, уточняются, например, слова “поэтический” (жанр) и “поэтичный” (проникнутый поэзией, очень чувственный человек); “прозаический” (жанр, текст) и “прозаичный” (обыденный, будничный, лишенный романтики образ жизни).

Дальше дети уточняют термин “рассказ”, читают об этом в учебнике, а затем связывают понятия: рассказ – проза, стихотворение – поэзия.)

4. Обобщающая работа над произведением

Учитель. Итак, мы установили, что главное для стихотворения – ритм и рифма. А что же смысл?

Нужен он в стихах?

Дети. – Да, конечно!

Если не будет смысла, то и запомнить стихотворение трудно.

Трудно представить себе, о чем в нем говорится.

Учитель. Да, конечно, сочиняя стихи, авторы всегда думают и о смысле тоже. А если смысл не сохраняется, получается смешно, как, помните, у Незнайки, который сочинял стихи: и ритм был, и рифму он сохранял, но друзья на него рассердились, потому что стихи были неправдоподобными и смешными.

А теперь вернемся к нашему тексту. Для чего автор его написал?

Дети. – Чтобы рассказать, как надо учить стихи и как их учить не следует.

– Чтобы научить нас, как надо учить стихи наизусть.

– И чтобы помочь нам в этом.

Учитель. А вы для себя извлекли серьезный урок из

Этого смешного рассказа? Какой?

Дети. Не надо зубрить стихотворение, надо сначала вдуматься в его смысл.

Учитель (обобщает ответы ребят). Мы прочитали два юмористических рассказа Голявкина, и вы убедились, что о серьезном можно рассказать смешно, и серьезные проблемы воспринимаются легче и решаются лучше. В этом

Большое значение юмора. С юмором всегда легче жить и работать.

А вы хотите, чтобы на нашем уроке был юмор?

Дети. Хотим!

Учитель. А что для этого надо?

Дети. – Надо придумывать смешные рассказы.

Игры!

Забавные упражнения.

Смешные задачи!

Учитель. Вот для начала подберите к следующему уроку смешные, небывалые истории из устного народного творчества: небылицы, потешки, прибаутки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Знакомство с терминами “поэзия” и “проза”