Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении. (Главы 1-3)
Тема: Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести «Ася». Роль пейзажа в произведении.
Цели урока:
1) знакомство с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести «Ася»;
2) углубления знаний о роли пейзажа в произведении;
3) развитие умения толковать литературный текст.
Ход урока
1. Учитель зачитывает слова И. С. Тургенева — отклик на смерть Н. В. Гоголя, чью комедию «Ревизор» только что читали и обсуждали (слова есть в начале статьи «Поборник идей доброты и гуманности»
— Послушайте стихотворения в прозе Тургенева, созданные им в конце жизни.
На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года. Баркарола. Июнь.» звучат в исполнении заранее подготовленных учащихся стихотворения «Я шел среди высоких гор…» и «Роза».
— Что объединяет эти стихотворения повестью «Ася»?
(настроение, лирическое, грустное, нежное, и тема — любовь, тоска без тоски, сочетание прекрасного и печального).
2. Учитель говорит об истории
3. Анализ повести «Ася» (1-3 главы)
1) Почему повесть называется «Ася»
(по имени главной героини)
2) Каково ее настоящее имя? (Анна)
Анна в переводе означает «грация, миловидность», а Анастасия — рожденная заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно величает Асей? Когда же происходит рождение заново?
Вернемся к этому вопросу позже, а пока запомним, что у Тургенева название произведения всегда значимо.
3) От чьего имени ведется повествование?
(от лица Н. Н.)
Как зовут героя? Почему Тургенев оказывает ему в имени? Что вы можете сказать о нем, каковы его занятия, увлечения?
(ответы с цитатами из 1 главы повести)
Что значит «жил без оглядки»?
4) Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, — двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, «без всякой цели, без плана». Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, — это его собственное хотение. «Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись — я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом», — признается рассказчик. Заострим внимание учащихся на словах «…я жил без оглядки…», ибо в них выражено жизненное credo центрального персонажа повести. «Без оглядки» — показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими хлопотами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом. «Без оглядки» — значит «не задумываясь о последствиях своих поступков», «не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего». «Без оглядки» подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны.
Но Н. Н. отнюдь не утратил способности отличать добро от зла, свобода воли не переходит у него в неограниченный индивидуализм. Это славный, добрый юноша, далекий от пошлости и снобизма.
(пережил несчастную любовь)
Почему Н. Н оказался в городке 3?
Посмотрим, какими словами говорит Тургенев о чувствах героя, какое отношение сквозит в словах: «поражен в сердце», «жестоко меня уязвила», «краснощекий лейтенант» и т. д. (ирония).
5) Обратим внимание, какую роль играет пейзаж в раскрытии человеческого характера. Каково отношение героя к природе?
(Герой «не любил так называемых красот» природы, «не любил, чтобы она навязывалась», «мешала» сосредоточить внимание на человеке. Городок З. Привлекает его простотой, своей умиротворенностью).
Обращаем внимание на деталь в пейзаже Тургенева: лунный свет «безмятежный», лучи — «неподвижные», свисток звучит «сонно», собака ворчит «вполголоса». В то же время все «живет» и «дышит», покой лишь видимость, статика таит в себе пульс идущей чередом жизни. Герою городок близок по ритму Н. Н., здесь чувствует себя комфортно.
Итак, пейзаж помогает понять внутреннее состояние человека, его характер.
6) Куда переносится действие?
(в городок Л, на другой стороне Рейна)
Похожи ли два это городка? Докажите текстом.
(Не похожи. В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь «праздник жизни».
Звучит музыка).
( В классе начинает звучать вальс Штрауса).
7) Здесь происходит знакомство Н. Н. с Асей, одной из ряда «тургеневских девушек».
Прочитаем портрет Аси (из 2-ой главы).
Красива ли она? (нет, но обаятельна, мила).
Что важно в портрете Тургеневу? (грация, обаяние, человеческая неповторимость).
Одна из особенностей тургеневского портрета — ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.
Каково ключевое слово для Аси? («что-то особенное»).
Этим — неповторимостью, грациозностью, обаянием — будут отличаться все «тургеневские девушки».
8) Прочтите портрет Гагина. Определите для него ключевое слово («мягкий).
9) Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психологический.
(Мы не столько видим, сколько узнаем героя. Главное здесь — не точное воспроизведение внешности, а то, какое впечатление производит человек).
10) Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи (конец П главы) есть много символов. Величественная река — символ жизненного пути; лунная дорожка — небесный путь, освящение свыше.
И Ася отмечает: «Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!» Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал. Почему?
11) В каком состоянии герой расстался с Асей после 1 встречи?
(Он счастлив. И забыл о «жестокой красавице»)
Что изменило его настроение?
(Ася, природа, музыка)
Учитель: Природа и музыка — вечные спутники влюбленности. Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир.
12) Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе?
(приглашает полюбоваться природой)
Но в этой главе нет описания природы! Почему? Когда герой начинает восхищаться природой?
(когда появляется Ася).
Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.
Домашнее задание:
1) перечитать 4 — 10 главы;
2) выписать реплики — характеристики Аси, данные Гагиным, сделать вывод о нраве и характере героини;
3) Как понимаете слова рассказчика «Что за хамелеон эта девушка!»?
4) Индивидуальное задание двум сильным учащимся: показать зарождение и эволюцию любовного чувства в герое.