Знакомство Берлиоза и Бездомного с “иностранцем” (анализ главы 1, части первой из романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)

Произведение М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” является одним из самых мистических в русской литературе. Трудно найти подобный роман, где бы так искусно сочеталась эпоха, в которой жил сам писатель (20-30-е годы XX века), и античные времена. Автор переносит действие почти на двадцать столетий назад, чтобы поставить перед читателем проблемы не только философского, но и нравственного характера, чтобы открыть читателю глаза на современную ему действительность, указать на недостатки и пороки общества, в котором настоящий писательский талант,

честное служение искусству подвергаются осуждению и гонению, и на те нравственные ценности, которые утрачиваются в современном мире.
Первая глава романа важна для осмысления трагедии настоящего художника, творца в тоталитарном государстве, где писатель не свободен, а подчинен диктату власти. Поэтому в области искусства так много приспособленцев и лжецов, умных подлецов и невежественных глупцов, которыми движет только корысть. Начиная с первой главы и на протяжении всего романа, четко прослеживается мысль писателя о том, что человек должен быть наказан за безверие, самоуверенность, примитивизм, невежество
и алчность. Таким носителем справедливого возмездия у Булгакова является сам сатана, Воланд, с которым и происходит знакомство Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах “в час небывало жаркого заката”.

В главе “Никогда не разговаривайте с неизвестными” автор очень ярко и красочно описывает страшный вечер, безлюдный и душный. Природа словно предвещает трагический исход встречи Берлиоза с “иностранцем”. Также символично, что, придя на Патриаршие пруды и усевшись на скамейке, с Берлиозом приключилась “странность”: “сердце его стукнуло и на-мгновение куда-то провалилось, потом вернулось, но с тупой иглой, засевшей в нем”.

Таким образом, Булгаков подчеркивает, какая мрачная, таинственная обстановка окружала героев на Патриарших прудах. Вот как эти “два гражданина” описаны автором: “Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно называемой МАССОЛИТ, и редактор толстого журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный”. Знаменательно, что Берлиоз сам не писатель, а функционер, который опекает молодых авторов, одним из которых и является малограмотный, но порядочный Иван Бездомный. Булгаков дает понять, что именно он вместе с другими “литературными генералами” определяет писательскую политику в Москве, а может, и в СССР.

Берлиоз показан автором как наставник молодого поэта, организатор и вдохновитель московской пишущей братии, которая извлекает только личные выгоды от принадлежности к этой литературной ассоциации. Подтверждением этому является беседа Берлиоза и Ивана Бездомного об антирелигиозной поэме, которую заказал редактор молодому поэту для очередного номера журнала. Берлиозу образ Христа в поэме Бездомного не понравился, хотя поэт очертил “главное действующее, лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками”.

Дело в том, что Иисус “в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж”. Это не устраивало Берлиоза, так как, по его мнению, Иисуса на свете никогда не существовало.
Итак, Булгаков в самом начале романа заставляет читателя задуматься о той пропаганде атеизма, которая насаждалась малограмотным и невежественным людям политикой правящих кругов. Автор, упрекая людей в безверии и самоуверенности, предупреждал их о возмездии свыше.
В разговоре о поэме Берлиоз демонстрирует эрудицию, рассуждая о Христе, реальном и мифологическом. Правда, вся эта эрудиция почерпнута из статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, но необразованный пролетарский поэт не в состоянии понять, что чиновный председатель МАССОЛИТа вовсе не кладезь мудрости, а ловкий пройдоха и пустослов.
, В тот момент, когда редактор неопровержимо доказывал необразованному поэту, что Христа вообще не было, появляется странный человек, по необычной внешности и одежде которого наши герои решили, что это иностранец: “…Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях…

Рот какой-то кривой… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой”.

При приближении Князя Тьмы люди испытывали безотчетный страх, который охватил и Берлиоза. Булгаков сразу отмечает различие собеседников, так как даже к появлению этого незнакомца они отнеслись по-разному: “на поэта иностранец… произвел отвратительное впечатление, а Берлиозу скорее понравился, то есть.,, заинтересовал…”.
Да, Берлиоз не верит ни в Бога, ни в дьявола, о чем и сообщает незнакомцу. Однако он также не верит и предупреждениям иностранца о своей скорой гибели. “Жизнь Берлиоза складывалась так,, что к необыкновенным явлениям он не привык”, так как был уверен, что все в жизни можно просчитать и предвидеть, ибо, как он сам объясняет иностранному консультанту, сам человек управляет, всем, А когда Иван воинственно спросил иностранца, не приходилось ли ему бывать в лечебнице для душевнобольных, то иностранец предрек поэту самому там побывать. И тогда Иван решил, что этот путешественник – сумасшедший шпион, и его необходимо, сдать куда следует.

Представившись специалистом по черной магии, Воланд шепотом твердо произнес, что Иисус существовал и доказательств никаких не требуется, и начал рассказывать историю о Понтии Пилате.
По глубокому убеждению Булгакова, реальность сложнее всяких теорий, и за несколько секунд до смерти Берлиоз получил доказательство, что в жизни все может случиться: совсем неожиданно и без плана он угодил под трамвай. По мнению исследователя творчества Булгакова Б. Сарнова, писатель “верил в то, что жизнь человека на земле не сводится к его плоскому, двухмерному земному бытию, Что есть еще какое-то иное, третье измерение, придающее этой земной жизни смысл и цель”. Именно Воланда писатель представил как посланника этого третьего измерения в эпиграфе к роману: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.

Воланд выступает в романе в качестве нравственного судьи: он наказывает Берлиоза, играющего важную роль в мире зла, смертью, а Ивана Бездомного – психлечебницей..
Таким образом, сразу в первой главе романа Булгаков ставит важные вопросы о вере и безверии, о добре и зле, о непреходящих нравственных ценностях и заставляет задуматься читателя о том, как нелепа и страшна жизнь самоуверенных людей. С первой главы становится понятна четкая позиция автора: зло должно быть наказуемо.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Знакомство Берлиоза и Бездомного с “иностранцем” (анализ главы 1, части первой из романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)