«ЗНАК БЕДЫ» ВАСИЛЯ БЫКОВА

Тема Великой Отечественной войны ста-
ла на долгие годы одной из главных тем ли-
тературы XX века. Причин тому много. Это
и непреходящее осознание тех ничем не вос-
полнимых потерь, которые принесла война,
и острота нравственных коллизий, которые
возможны лишь в экстремальной ситуации,
и то, что из советской литературы надолго
было изгнано всякое правдивое слово о со-
временности, — тема войны оставалась по-
рой единственным островком подлинности в
потоке надуманной, фальшивой прозы, где
все конфликты,

согласно указаниям «свы-
ше», должны были отражать борьбу хороше-
го с лучшим.
Но и правда о войне пробивалась нелегко,
что-то мешало сказать ее до конца. Сегодня
ясно, что невозможно понять события тех
лет, человеческие характеры, если не учиты-
вать, что 1941 году предшествовал страшный
1929 год «великого перелома», когда за лик-
видацией «кулачества как класса» не заме-
тили, как ликвидировано было все лучшее в
крестьянстве, и 1937 год.
Одной из первых попыток сказать правду
о войне стала повесть В. Быкова «Знак бе-
ды». Повесть эта стала этапной в творчестве
/> белорусского писателя. Ей предшествовали
его произведения о войне, ставшие уже клас-
сикой литературы XX века; «Обелиск», «Сот-
ников,», «Дожить до рассвета» и другие. По-
сле «Знака беды» творчество писателя обре-
тает :ювое дыхание, углубляется в историзм,
прежде всего в таких произведениях, как
«В тумане», «Облава».
В центре повести «Знак беды» — человек
на войне. Не всегда человек идет на войну,
она сама порой приходит в его дом, как это
случилось с двумя белорусскими стариками,
крестьянами Степанидой и Петроком Богать-
ко. Хутор, на котором они живут, оккупиро-
ван. В усадьбу являются полицаи, а за ними
немцы. Они не показаны В. Быковым как на-
меренно зверствующие, просто они приходят
в чужой дом и располагаются там как хозяева,
следуя идее своего фюрера, что всякий, кто
не ариец, — не человек, в его доме можно
учинить полный разор, а самих обитателей
дома воспринимать как рабочую скотину.
И поэтому так неожиданно для них то,
что Степанида не готова подчиниться им бес-
прекословно. Не позволить себя унижать —
вот исток сопротивления этой немолодой
женщины в такой драматической ситуации.
Степанида — сильный характер. Человечес-
кое достоинство — вот главное, что движет
ее поступками. «За свою трудную жизнь она
все-таки познала правду и по крохам обрела
свое человеческое достоинство. А тот, кто од-
нажды почувствовал себя человеком, никогда
уже не станет скотом» — так пишет В. Быков
о своей героине. При этом писатель не про-
сто рисует нам этот характер — он размыш-
ляет о его истоках.
Необходимо задуматься о смысле назва-
ния повести — «Знак беды». Это цитата из
стихотворения А. Твардовского, написанного
в 1945 году: «Перед войной, как будто в знак
беды…» То, что творилось еще до войны в де-
ревне, стало тем «знаком беды», о котором
пишет В. Быков. Степанида Богатько, кото-
рая «шесть лет, не жалея себя, надрывалась
в батрачках», поверила в новую жизнь, одной
из первых записалась в колхоз — недаром
называют ее сельской активисткой. Но вско-
ре она поняла, что нет той правды, которую
она искала и ждала, в этой новой жизни.
Когда требуют новых раскулачиваний, опа-
саясь подозрения в потворстве классовому
врагу, именно она, Степанида, бросает гневные
слова незнакомому мужчине в черной кожан-
ке: «А справедливость не нужна? Вы, умные
люди, разве не видите, что делается?». Не раз
еще пытается вмешаться Степанида в ход де-
ла, заступиться за арестованного по ложному
доносу Левона, отправить Петрока в Минск
с прошением к самому председателю ЦИК.
И всякий раз ее сопротивление неправде наты-
кается на глухую стену.
Не в силах изменить ситуацию в одиночку,
Степанида находит возможность сохранить
себя, свое внутреннее чувство справедливос-
ти, отойти от того, что творится вокруг: «Де-
лайте что хотите. Но без меня». В предвоен-
ных годах — источник характера Степаниды,
и не в том, что она была колхозницей-активи-
сткой, а в том, что сумела не поддаться всеоб-
щему упоению обманом, словами о новой жиз-
ни, страху, сумела пойти за собой, за своим
врожденным чувством правды и сохранить в
себе человеческое начало. И в годы войны оно
определило ее поведение.
В финале повести Степанида погибает, но
не смиряется с судьбой, сопротивляется ей
до последнего. Один из критиков заметил
иронически, что «был велик урон, нанесен-
ный Степанидой армии врага». Да, видимый
материальный урон не велик. Но бесконечно
важно другое: Степанида своей гибелью до-
казывает, что она — человек, а не рабочая
скотина, которую можно покорить, унизить,
заставить подчиниться. В сопротивлении на-
силию проявляется та сила характера герои-
ни, которая как бы опровергает смерть, пока-
зывает читателю, как много может человек,
даже если он один, даже если он в безвыход-
ной ситуации.
Рядом со Степанидой Петрок показан как
характер если не противоположный ей, то,
во всяком случае, совсем иной, не активный,
а скорее робкий и мирный, готовый пойти на
компромисс. Бесконечное терпение Петрока
основано на глубоком убеждении, что можно
с людьми поговорить добром. И лишь в кон-
це повести этот мирный человек, исчерпав
весь запас своего терпения, решается на про-
тест, открытый отпор. Насилие побудило его
к непокорности. Такие глубины души рас-
крывает необычная, экстремальная ситуация
в этом человеке.
Народная трагедия, показанная в повести
В. Быкова «Знак беды», раскрывает истоки
подлинных человеческих характеров.


«ЗНАК БЕДЫ» ВАСИЛЯ БЫКОВА