Значение творчества Некрасова для русской литературы

Воздействие некрасовской поэзии испытали на себе поэты Маяковский, Исаковский, Твардовский, Сурков и др. Глубоко прав был А. В. Луначарский, когда писал: “Не принижая ни на минуту великих алтарей Пушкина и Лермонтова… мы все же говорим’- нет в русской литературе, во всей литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова!” Недовольство реформами почувствовалось в стране довольно скоро, выразившись, с одной стороны, в увеличении числа крестьянских восстаний в 60-70-х годах,

с другой – в усилении революционных выступлений в среде интеллигенции. После покушения на Александра II, произведенного в 1866 г. Каракозовым, правительственная реакция в стране резко усиливается.

Но в ответ на нее с новой силой разгорается и революционное движение.

Правительство было явно напугано размахом этого движения. Министр юстиции граф Пален в своей записке “Успехи революционной пропаганды в России” (1875) отмечал, что “дознаниями раскрыта пропаганда в тридцати семи губерниях”, т. е. в большей половине тогдашней России. Это был факт беспримерный в русской истории. К дознаниям было

привлечено семьсот семьдесят человек из числа активных руководителей движения.

Характер русской литературы 70-80-х годов нельзя правильно понять без оценки той общественно-политической борьбы, которая развернулась в 70-х годах. Поэтому необходимо хотя бы кратко остановиться на основном идейном движении, характеризующем общественно-политическую жизнь данного периода. Таким движением является народничество.

Что такое народничество? Это своеобразная теория “крестьянского социализма”, начало которой было положено еще Герценом в 40-50-е годы и которая окончательно сложилась в 70-е годы. Сущность ее сводится к следующему. Народники считали, что основным классом, который перестроит всю дальнейшую жизнь России в духе социализма, является крестьянство – “народ”, как тогда говорили.

Основную ячейку будущего социалистического общества народники видели в крестьянской общине, в артели. Им казалось, что если старый уклад деревни с его артельным духом, привычкой все решать “миром”, “скопом”, с его патриархальными отношениями и взглядами сохранится, то это обеспечит стране будущее, в котором опасность растлевающего влияния капитализма будет устранена. Это была утопическая мечта народников о переходе к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

Народническая интеллигенция решила идти в деревню, в “народ”, и, внимательно приглядываясь к крестьянству, изучать его быт и идеалы. Наиболее революционная часть народнической интеллигенции, ее левое крыло, надеялась таким путем выполнить и свою политическую задачу: открыть крестьянству глаза на необходимость революционной борьбы за свои права и поднять его против самодержавия. Начало массового “хождения в народ” относится к середине 70-х годов.

Переодевшись в крестьянскую одежду, под видом плотников, кузнецов, мелких торговцев и т. п., революционная молодежь двинулась в деревню. Но у интеллигенции не нашлось общего языка с крестьянством. “Хождение в народ” успехом не увенчалось, и ставка на крестьянскую революцию оказалась проигранной.

Что послужило причиной этого поражения народничества? Русские народники ошибочно считали, что главной революционной силой является не рабочий класс, а крестьянство, что власть царя и помещиков можно свергнуть путем одних лишь крестьянских “бунтов”. Народники не знали рабочий класс и не понимали, что без союза с рабочим классом и без его руководства одни крестьяне не смогут победить царизм и помещиков. Две особенности наиболее типичны для литературы этого десятилетия: рост прогрессивных настроений русской интеллигенции и усиление роли писателей-разночинцев.

Литература этого времени продолжает оставаться активным фактором общественной борьбы. В литературе этого десятилетия нужно отметить. прежде всего целую группу писателей, в творчестве которых наиболее ярко отразились народнические идеалы и настроения 70-х годов. К этой группе относятся Г., И. Успенский, Н. И. Наумов, С. Каронин (Н.

Е. Петропавловский), Н. Н. Златовратский, А. О. Осипович-Новодворский, С. М. Степняк-Кравчинский и др.

Самым талантливым и крупным представителем этой группы был Глеб Успенский (1843-1902). Успенский выступил в литературе в начале 60-х годов как бытописатель ремесленников, мещан и мелкого провинциального чиновничества (“Нравы Рае-теряевой улицы”, “Разорение” и др.). Возбуждение, охватившее русскую интеллигенцию в связи с “хождением в народ”, увлекло и его.

В 70-х годах Успенский тоже едет в провинциальную глушь, живет в Новгородской и Самарской губерниях и внимательно присматривается к жизни крестьян. Непосредственное знакомство с народным бытом дает писателю большой и ценный материал для изображения сложных процессов, происходивших в пореформенной деревне. В конце 70-х и в начале 80-х годов появляются серии очерков Успенского из деревенской жизни: “Из деревенского дневника”, “Крестьянин и крестьянский труд”, “Власть земли”.

Тематика этих очерков чрезвычайно разнообразна. В них Успенский рассуждает и о той “таинственной силе”, которая определяла крестьянское мировоззрение (“Власть земли”), и о тяжелом положении безлошадного бедняка-крестьянина (“Четверть лошади”), и о моральном разложении провинциальной интеллигенции (“Неизлечимый”), и о проникновении капитала в хозяйственную жизнь деревни (“Книжка чеков”) и т. п. Очерки Успенского в период усиленного изучения русской интеллигенцией быта и настроений мужика пользовались большой популярностью. Успенский был далек от идеализации деревни.

Умный и вдумчивый наблюдатель, он подошел к деревенскому быту с бесстрашием реалиста, не боясь делать выводов, противоречивших теории народничества. Он ясно видел, что капитализм разрушал деревенские устои – общину, “мир”, патриархальную психику крестьянства – и что остановить шествие капитала нельзя. Трагедия народнического движения, вынужденного признать крушение своих иллюзий, прозвучала в его произведениях с особенной силой. Эта трагедия надломила здоровье и самого Успенского, доведя его до психического расстройства.

Последние годы своей жизни он провел в лечебнице для душевнобольных.

В ряду русских художников слова Успенский занял почетное место как выдающийся мастер очерка. В поэзии 70-х годов ведущая роль по праву принадлежала Н. А. Некрасову. В эти годы появляется его поэма “Кому на Руси жить хорошо”, з которой с большой художественной силой нарисована тяжелая жизнь крестьянства в пореформенный период.

В то же время поэт указывал и на основную задачу, стоящую перед интеллигенцией, – революционную борьбу за дело народа.

Салтыков-Щедрин в 70-е годы продолжает в своем творчестве линию разоблачения эксплуататорских классов. Это находит выражение в его романе “Господа Головлевы”. Показ в этом произведении вырождения дворянства в условиях упорной борьбы дворянства за свои старые права и привилегии был в 70-х годах политически чрезвычайно важен. В 70-х годах выступает со своим романом “Анна Каренина” Л. Н. Толстой.

Лев Толстой был далек от взглядов разно чинно-демократической интеллигенции. Тем не менее он своим особым путем подошел к вопросу, волновавшему в то время интеллигенцию,- к вопросу о судьбах крестьянства. Ставя этот вопрос в связь со своими мучительными раздумьями о смысле жизни и о положении дворянства, Толстой вплотную подходит к проблеме “мужика” в романе “Анна Каренина”. Герой этого романа Левин разрешение своих идейных противоречий находит в словах мужика Фоканыча, осветившего ему глубокий смысл

Ответ таков: от властных, богатых мерзавцев, подобных князю Валковскому. Это противопоставление двух общественных групп в романе дает автору возможность выразительно нарисовать социальные контрасты капиталистического Петербурга с его нищенскими углами, с одной стороны, и аристократическими особняками – с другой.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Значение творчества Некрасова для русской литературы