Значение символов в стихотворении Н. А. Заболоцкого “Змеи”
Появление образа птицы отсылает нас к другой части зооморфной модели Вселенной – к периферии по отношению к центру. Змеи – центр мира, разум мира, без которого существование Вселенной невозможно; птицы – символическое обозначение хаоса, смерти, негармоничности миропорядка. Они находятся сверху, тогда как змеи – внизу. Такое пространственное положение иллюстрирует инверсию верха и низа: змеи, которые обозначают Божественное время, находящееся вверху, находятся на земле, т. е. становятся хтоническими существами, а птицы, связанные
Но ключевым понятием текста является также образ спящей змеи: “змеи спят” повторяется в тексте стихотворения три раза, четвертый раз употребляется эвфемизм “сна тяжелый образец”.
Символическое значение сна отмечено в работах Б. А. Успенского: к… время сновидений – комплекс представлений о первоначальном мифическом времени {времени тотемных предков), которое является в сновидениях, так же как и в ритуалах, полагается существование одной и той же темы для разных сновидцев, и знаменательно, что, обсуждая свои сны, люди могут поправлять
Именно эти последние значения и отождествляются со сном”.
Как видно из рассмотренных толкований, сон ассоциируется в мифологическом сознании с сакральным миром, с божественным началом, с порядком, гармонией, блаженством. Итак, спящие змеи – таинство, приобщение к божественному, к гармонии, к порядку. В этом смысле змеи противопоставлены всем остальным животным мифологемам текста – птицам, жуку и, наконец, человеку.
Следующие строки касаются понятия “Время”, причем время понимается как некая божественная сущность, что, собственно, и задано образом змеи, и как земная субстанция. Местоположение времени – вверху (“А вверху едва заметно Время в воздухе плывет”) снова иллюстрирует инверсию верха и низа, характерную для лирики Заболоцкого: земное время оказывается вверху, небесное (божественное) – внизу, на земле. Строки:
И уйдет мудрец, задумчив, и живет,
как нелюдим,
И природа, вмиг наскучив,
как тюрьма стоит над ним.
Положение природы над человеком еще раз свидетельствует о ее разумном и гармоничном порядке, который человеческий разум понять не в состоянии.
Итак, текст стихотворения “Змеи” состоит из ряда вербализованных мифологем (змеи, птицы, жук, лес, камень, время и т. д.), задающих несколько моделей мироустройства (мировое Древо и зооморфную модель), а также передающих идею Вечности и уходящего времени, идею Божественного времени и земного, идею гармонии и хаоса.