Значение символов в стихотворении Н. А. Заболоцкого “Змеи”

Появление образа птицы отсылает нас к другой части зооморфной модели Вселенной – к периферии по отношению к центру. Змеи – центр мира, разум мира, без которого существование Вселенной невозможно; птицы – символическое обозначение хаоса, смерти, негармоничности миропорядка. Они находятся сверху, тогда как змеи – внизу. Такое пространственное положение иллюстрирует инверсию верха и низа: змеи, которые обозначают Божественное время, находящееся вверху, находятся на земле, т. е. становятся хтоническими существами, а птицы, связанные со смертью и, следовательно, нижним миром, находятся вверху.

Но ключевым понятием текста является также образ спящей змеи: “змеи спят” повторяется в тексте стихотворения три раза, четвертый раз употребляется эвфемизм “сна тяжелый образец”.

Символическое значение сна отмечено в работах Б. А. Успенского: к… время сновидений – комплекс представлений о первоначальном мифическом времени {времени тотемных предков), которое является в сновидениях, так же как и в ритуалах, полагается существование одной и той же темы для разных сновидцев, и знаменательно, что, обсуждая свои сны, люди могут поправлять друг друга люди во сне оказываются как бы в одной и той же действительности, в одном и том же сакральном мире и, соответственно, обмениваются опытом, уточняя свои представления об этой действительности…”. Итак, сон это реальность, это обращение к сакральному миру и опыту предков. В словаре М. М. Маковского сон трактуется следующим образом: “Магическому мышлению сон представлялся как сакрально-сексуальный экстаз – отрыв от всего земного, т. е. потеря слуха, зрения, речи, обоняния, а главное – приобщение к божеству, слияние с божеством. Отсюда значение “порядок, гармония, блаженство”.

Именно эти последние значения и отождествляются со сном”.

Как видно из рассмотренных толкований, сон ассоциируется в мифологическом сознании с сакральным миром, с божественным началом, с порядком, гармонией, блаженством. Итак, спящие змеи – таинство, приобщение к божественному, к гармонии, к порядку. В этом смысле змеи противопоставлены всем остальным животным мифологемам текста – птицам, жуку и, наконец, человеку.

Следующие строки касаются понятия “Время”, причем время понимается как некая божественная сущность, что, собственно, и задано образом змеи, и как земная субстанция. Местоположение времени – вверху (“А вверху едва заметно Время в воздухе плывет”) снова иллюстрирует инверсию верха и низа, характерную для лирики Заболоцкого: земное время оказывается вверху, небесное (божественное) – внизу, на земле. Строки:

И уйдет мудрец, задумчив, и живет,
как нелюдим,
И природа, вмиг наскучив,
как тюрьма стоит над ним.

Положение природы над человеком еще раз свидетельствует о ее разумном и гармоничном порядке, который человеческий разум понять не в состоянии.

Итак, текст стихотворения “Змеи” состоит из ряда вербализованных мифологем (змеи, птицы, жук, лес, камень, время и т. д.), задающих несколько моделей мироустройства (мировое Древо и зооморфную модель), а также передающих идею Вечности и уходящего времени, идею Божественного времени и земного, идею гармонии и хаоса.



Значение символов в стихотворении Н. А. Заболоцкого “Змеи”