Значение поэмы “Двенадцать” и ее влияние на развитие литературы



Сразу же после появления в печати поэма “Двенадцать” стала очень значительным событием литературной и общественной жизни молодой России. Она вызвала бурные споры и противоречивые оценки. Революционно настроенные слушатели, именно те, о ком и для кого была написана поэма, встречали ее с неизменным восторгом и одобрением. Поэма “Двенадцать” заняла прочное место в репертуаре чтецов, выступавших на концертах и самодеятельных вечерах.

Призывные строки поэмы Блока звучали как революционные лозунги. Их молено было встретить и на

плакате, и в витрине магазина, и в заголовке газеты, и в виде надписи на бронепоезде, отправляющемся на фронт. Одна из статей “Правды”, призывавшая трудящихся встать на борьбу с Юденичем, была озаглавлена: “Революционный держите шаг!”.

В 1919 году в тылу Колчака, в Красноярске, была подпольно издана и распространялась как листовка напечатанная на четырех страницах поэма Блока “Двенадцать”.

Поэма “Двенадцать” вызвала большой интерес читателей. После публикации в газете “Знамя труда” и в журнале “Новый путь” она три раза при жизни Блока выходила в петроградском издательстве

“Алконост”. В эти же годы (1918-1921) поэма была издана в Одессе, Харькове, Тифлисе, Баку, Киеве, Чернигове, Чите, Ставрополе, Севастополе, Красноярске.

Русские издания поэмы были осуществлены также в Париже, Софии, Берлине, Львове. Появились переводы поэмы “Двенадцать” на многие иностранные языки. Распространялись машинописные и рукописные копии поэмы.

Положительную оценку получила поэма “Двенадцать” на страницах печати. В статье “Правды” “Преступившие черту” говорилось: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию”. Но Блок не только призывал слушать,- он слушал сам.

И, плодом этого явилось величайшее достижение его поэзии, и в то же время русской поэзии после Пушкина, Некрасова. Тютчева – его поэма “Двенадцать” . В издаваемом журнале “Вестник жизни” поэма была перепечатана с редакционным предисловием. Она рассматривалась в нем как неполное, но все же правильное решение задачи – “вскрыть психологию революционного рабочего, а также очертить огромность Октябрьских событий.

Блок хранил в своих бумагах вырезанное из газеты “Знамя труда” от 21 февраля 1918 г. стихотворение “Поэтам революции” с посвящением Александру Блоку. Его автор, известный пролетарский поэт В. Кириллов (под стихотворением в газете он поставил подпись “Поэт-пролетарий”), писал:

Мы обнажили меч кровавый, Чтоб гнет разрушить вековой, И с верой светлой в жребий правый Мы вышли на последили бой. И в страшный час борьбы и муки, В кровавом вихре грозных битв Мы услыхали чудо-звуки Благословляющих молитв. И вы, что нежностью питали Ожесточенные сердца, Вы под знамена ваши встали, Чтоб вместе биться до конца.

Не приходится удивляться тому, что в лагере контрреволюции поэма была встречена явно враждебно. Гиппиус неоднократно называла Блока изменником, предателем и пыталась всячески опорочить поэму “Двенадцать”. “Обращение в большевистскую веру” Блока вызывало злобу и у критика-эстета Ю, Айхенвальда. Враждебным отношением к Октябрьской революции продиктованы злобные нападки Г. Чулкова на Блока и его поэму.

Тем, кто враждебно относился к революции, поэма “Двенадцать” казалась неприемлемой именно потому, что была написана “в большевистском духе”.

Горячие споры о поэме “Двенадцать”, не затихающие до настоящего времени, во многом объясняются противоречивостью и сложностью самого произведения. Одностороннее и не во всем правильное понимание революции, которую Блок от всей души приветствовал, преувеличение роли стихии, неприемлемый для революционеров-безбожников образ Христа – все это давало повод для критических замечаний и возражений со стороны тех, кому дорог был революционный пафос “Двенадцати”. В “Вестнике жизни” отмечалось, что Блок лишь частично разрешил поставленную перед собой задачу, что герои его поэмы принадлежат не к авангарду, а к арьергарду революции.

Отсутствие авангарда революции в поэме отмечал и Луначарский, положительно оценивший поэму. Писателей принято судить не по тому, чего нет в их произведениях, а по тому, что смогли они сказать своим читателям. Противоречия и слабые стороны поэмы “Двенадцать” не заслоняют от нас величия этого бессмертного памятника Великому Октябрю.

Читатели благодарны Блоку за то основное, главное о революции, что с таким мастерством сумел он показать в своей поэме. Это глубокая вера в правоту революции, пафос освободительной борьбы, неудержимый размах “мирового пожара”, решающая роль “державного народа”, попытка заглянуть в душу тех, кто готов “буйну голову сложить” за святое дело. А. М. Горький называл поэму “Двенадцать” одним из выразительных примеров подлинно революционно-романтической литературы, которая “верует в завтрашний день”, в которой “сквозит сияние будущего” ‘.

Революционно-романтический пафос “Двенадцати” был созвучен настроениям миллионных масс, поднявшихся на борьбу за новую жизнь. Опыт автора первой поэмы об Октябре по-своему использовали многие советские поэты и прозаики. Создавая поэму “150 000 000”, Маяковский учитывал достижения Блока и в то же время полемизировал с ним.

Герои его поэмы – не двенадцать человек, а весь народ России, который вступил в смертельную схватку с чудовищем, воплощающим в себе старый мир. Перекликается с “Двенадцатью” и поэма Демьяна Бедного “Главная улица”, коллективный герой которой – “новый хозяин”, занявший “главную улицу” истории. Образы ветра, бури, метели, революционного пожара проходят через многие произведения романтической прозы, в центре которых были бесшабашные, своевольные, анархически настроенные герои (“Ветер” В. Лавренева, “Ватага” В. Шишкова, “Россия, кровью умытая” А. Веселого и др.).

28 января Блок закончил поэму “Двенадцать”, затем сразу же пишет стихотворение “Скифы” (напечатано 30 января 1918 года). Это живой отклик поэта-патриота на угрозу иностранной интервенции. Размышляя о судьбе революционной России, Блок от имени восставшего русского народа призывает старый мир опомниться.

В “Скифах” повторяется пушкинская мысль о том, что Россия спасла европейскую культуру от монгольского нашествия. Полемически противопоставляя молодую “варварскую” Россию одряхлевшему “цивилизованному” Западу, поэт призывает народы Европы:

Придите к нам! От ужасов войны Придите в мирные объятья! Пока не поздно – старый меч в ножны, Товарищи! Мы станем братья


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Значение поэмы “Двенадцать” и ее влияние на развитие литературы