Значение Белинского
Белинский оказывал на современников и потомков огромное воздействие. Революционные демократы 60-х годов – Чернышевский, Добролюбов, Некрасов – признавали его своим учителем.
Сколько писателей было обязано ему своим творческим развитием! Кольцов говорил Панаеву: “Я обязан всем ему; он поставил меня на настоящую мою дорогу”. Некрасов писал:
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени…
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве,
Об огромном значении Белинского для развития демократической мысли писал Чернышевский: “Тысячи людей сделались людьми благодаря ему. Целое поколение воспитано им. А слава?
Многие стали славны только потому, что успели понять две-три его мысли. И когда перечитываю наши нынешние журналы, я всегда вспоминаю о нем. Вот ученая статья.
Она производит эффект в публике, приобретает автору уважение в кругу ученых – отчего это? Оттого, что написана на тему, которую указал и объяснил он; вот критическая статья, которую все называют умною и благородною, – опять-таки все, что
Повсюду он. Им до сих пор живет наша литература”. Так же высоко оценивал значение Белинского и сподвижник Чернышевского Добролюбов: “Что бы ни случилось, – писал он, – как бы пышной ни развилась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением…”.
Наследие Белинского имеет и великое мировое значение. Белинский гениально решал основные вопросы литературы и искусства в целом, сумев понять искусство и как отражение жизни, и как силу, воздействующую на жизнь. Он явился родоначальником научной критики, выработал принципы исторической, общественной и художественной оценки литературы и искусства.
- Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с Гоголем. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись “Мертвых душ” Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет цензуры, после неудачи в Москве. Это, пожалуй, единственный из случаев сближения критика с писателем. В 1847 […]...
- Развитие эстетических взглядов В. Г. Белинского После своих боевых выступлений в защиту нового направления литературы, созданного произведениями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, В. Г. Белинский от статьи к статье стремится раскрыть, конкретизировать новые эстетические принципы. Как мы помним, он подвергает глубокой и уничтожающей критике творчество двух наиболее популярных романтиков того времени: В. Г. Бенедиктова (“Стихотворения Владимира Бенедиктова”, 1835) и […]...
- Личность Белинского В. Г. Белинский был разночинец. Он по самому своему происхождению ближе, чем дворянская интеллигенция, стоял к народу. Национальные черты в облике великого критика резко бросились в глаза такому наблюдательному человеку, каким был Тургенев. Он пишет: “Его (Белинского) выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение: вся его повадка была чисто русская, московская”. Не только внешне, но […]...
- Краткая биография Белинского Виссариона Григорьевича Родился Белинский 11 июня 1811 года в Финляндии, где служил его отец. Отец был военным врачом, вышел в отставку и переехал в Пензенскую губернию, где прошло детство Белинского. Виссарион Григорьевич начал учебу в 1822 году в уездном училище, окончив которое поступил в 1825 году в Пензенскую гимназию. В 1829 году Белинский поступает в Московский университет. […]...
- Критическое мастерство Белинского Белинский вошел в историю русской культуры как создатель замечательных революционно-демократических традиций, которые были подхвачены его непосредственными преемниками – Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым и оказали благотворное влияние на все последующее развитие русской литературной критики. “Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она,- писал Добролюбов,- Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее […]...
- Гражданственное отношение к литературе в критике Белинского Можно сказать многое и за, и против Белинского. В его пользу всегда будет говорить то, что он самый подлинный, самый бескомпромиссный и самый последовательный из литературных революционеров. Его вдохновляла любовь к близкому будущему, которое он прозревал с изумительной интуицией. Может быть, никогда не бывало критика, так подлинно соответствовавшего истинному направлению своего времени. Более того, он […]...
- Анализ стихотворения Некрасова “Памяти Белинского” Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но […]...
- Взаимоотношения Некрасова и Белинского Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы. Поэтому естественно, что его газетные статьи и рецензии скоро обратили на себя внимание Белинского – еще до того, как они познакомились. Мнения их часто совпадали; порой Некрасов даже опережал Белинского в своих оценках, […]...
- Жизнь и критика Личность Белинского (Белинский В. Г.) Белинский был разночинец. Он по самому своему происхождению ближе, чем дворянская интеллирелция, стоял к народу. Белинский был настоящим русским человеком. Национальные черты в облике великого критика резко бросились в глаза такому наблюдательному человеку, каким был Тургенев. Он пишет: “Его (Белинского) выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение; вся его повадка была чисто русская, московская”. Не […]...
- Биография Виссариона Белинского Дата рождения: 11 июня 1811 года Дата смерти: 7 июня 1848 года Место рождения: Свеаборг, Великое княжество Финляндское Виссарион Григорьевич Белинский – известный русский литературный критик и писатель, Белинский В. Г – философ. 11 июня 1811 года родился Виссарион Григорьевич Белинский, он появился на свет в финской крепости Свеаборг. Будущий литературный критик, популярный писатель и […]...
- Литературные принципы Белинского на примере статьи о М. Ю. Лермонтове В статье “Герой нашего времени” (1840) Белинский еще не отказался от теоретических предпосылок философии “примирения с действительностью”, однако, признавая жизненность, типичность образа Печорина, критик стремится понять этот характер, чуждый “примирительных” настроений, как исторически закономерное явление, как “героя” времени. В глубоком психологическом анализе внутреннего мира Печорина Белинский ставит важнейшие вопросы современности. Критик приходит к мысли, что […]...
- Вклад Белинского в развитие русской литературы В. Г. Белинский известен нам как замечательный критик, как публицист, как сотрудник известнейших журналов. Вся его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью; еще в юности он сформулировал для себя принцип, по которому в дальнейшем, уже став известным критиком, он оценивал произведения, – это народность литературы. Он проявлял повышенную требовательность к анализируемым произведениям, ему мало было изображения […]...
- Взгляд Белинского на роман “Евгений Онегин” А. С. Пушкина Начав свою статью о романе “Евгений Онегин” указанием на то, что в этом “самом задушевном произведении Пушкина” с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что Роман, не говоря уж о его художественных достоинствах, “имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”. Пушкин в “Евгении Онегине”, по словам Белинского, создал первое “национально-художественное произведение”; “вместе […]...
- Взгляд Белинского на роман Евгений Онегин (Пушкин А. С.) Начав свою статью о романе “Евгений Онегин” указанием на то, что в этом “самом задушевном произведении Пушкина” с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что Роман, не говоря уже о его художественном достоинстве, “имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение”. Пушкин в “Евгении Онегине”, по словам Белинского, создал “первое национально-художественное произведение”; “вместе […]...
- Концепции реализма Белинского и теория “чистого искусства” Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в печати. В библиотеках изымались номера “Отечественных записок” и “Современника” с его статьями. Начались глубокие изменения в самом лагере прогрессивных писателей. “Натуральная школа” 40-х годов, включавшая в себя разнообразных писателей – Некрасова и А. Майкова, Достоевского […]...
- Первые критические выступления В. Г. Белинского Временный отход А. С. Пушкина от журнально-критической деятельности совпал с появлением в литературе нового выдающегося критика. Это был В. Г. Белинский, выступление которого со статьей “Литературные мечтания” (1834) знаменовало зарождение новой эстетики и критики. Идеи молодого критика были преемственно связаны с эстетическими взглядами его ближайших предшественников: и декабристов, и “любомудров”, и Н. А. Полевого, и […]...
- Основные критические работы Белинского В статьях Белинского “Горе от ума” (1840) и “Разделение поэзии на роды и виды” (1841) соотношение эпоса, лирики и драмы объясняется с гносеологической точки зрения. Критик исходит из значения поэзии “как сознания истины и, следовательно, из взаимных отношений сознающего духа – субъекта к предмету сознания – объекту”. Критик признает связь объективного и субъективного в акте […]...
- Проблемы реализма в критике последователей В. Белинского Белинский гордился тем, что его взгляды на современную реалистическую литературу начинали входить в сознание публики. Это было верным признаком того, что реалистическое направление окончательно упрочило свое положение в русской литературе. У Белинского появились ближайшие единомышленники и последователи. Вне его влияния стало уже трудно писать критические статьи. Но в этой группе были разные люди, позднее разошедшиеся […]...
- Взаимоотношения Некрасова и Белинского Критическая Взаимоотношения Некрасова и Белинского Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы. Поэтому естественно, что его газетные статьи и рецензии скоро обратили на себя внимание Белинского – еще до того, как они познакомились. Мнения их часто совпадали; порой Некрасов даже опережал […]...
- Что, по мысли Белинского, характерно для повестей Гоголя? “Эта простота вымысла, эта нагота действия, эта. скудость драматизма, самая эта мелочность и обыкновенность описываемых автором происшествий – суть верные, не обманчивые признаки творчества; это поэзия реальная, поэзия жизни действительной…” И далее критик подчеркивает новаторство молодого писателя: он изображает обыкновенное в жизни, умея находить поэзию в действительности, а это и есть свидетельство громадного таланта – […]...
- Материализм и диалектика в трудах Белинского С осени 1837 года, отчасти под влиянием философии Гегеля, у Белинского, как мы уже говорили, начинается так называемый период примирения с “расейской действительностью”, длившийся до осени 1840 года. В чем же сущность примирения? Опираясь на Гегеля, Белинский решал важнейший вопрос общественной и революционной практики – вопрос о свободе и необходимости. Его уже не удовлетворял чисто […]...
- Исследование критической деятельности Белинского Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) придал критике журнальный, публицистический характер, превратил ее в орудие борьбы за революционно-демократические идеалы. Многие писатели и критики считали его своим учителем: они воспитывались в “школе идей” Белинского (так назвал эту школу Щедрин). Разночинец Белинский прошел сложный путь развития от идеализма к материализму, от романтической антикрепостнической оппозиционности (“Дмитрий Калинин”, 1830) к осознанному […]...
- Что есть искусство в трактовке Белинского? На переломе 1830-1840-х годов Белинский провозгласил, что искусство – это “непосредственное созерцание истины”. Но здесь уже на главном месте оказывались специфические формы “непосредственности” искусства: его образность, связь с чувственными сторонами объективного мира. Кроме того, искусство сопоставлялось с наукой, религией, с другими формами познания истины. В моменте созерцания выделен субъект творчества, сам художник. Но и здесь […]...
- Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” в оценке В. Г. Белинского В статье, посвященной рассмотрению пафоса романа “Герой нашего времени”, Белинский отнес Лермонтова к числу таких “сильных художественных талантов”, которые являются среди окружающей их пустоты очень неожиданно. Интерес, возбужденный к Лермонтову несколькими стихотворениями, помещенными в “Отечественных записках”, окончательно утвердился после опубликования романа “Герой нашего времени”. Эта повесть написалась не из желания заинтересовать публику, а из глубокой […]...
- Проблема заимствования слов в русском языке по тексту Белинского (ЕГЭ по русскому) Проблема “засорения” родного языка волновала литературных мужей на протяжении веков. В. Г. Белинский не стал исключением. Критик выражал различные взгляды на обозначенный нами вопрос: “В русский язык…вошло множество иностранных слов, потому что в… жизнь вошло множество иностранных…идей”, “…охота пестрить русскую речь иностранными словами…без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу”. Я считаю, что представленные […]...
- Герцен гениальный сподвижник Белинского Александр Иванович Герцен (1812-1879). Герцен-критик был конгениальным сподвижником Белинского, самостоятельно разрабатывавшим проблемы реализма. Глашатаем реализма он остался и во время своей эмиграции. Еще до отъезда за границу в 1847 году Герцен весьма определенно высказался в русской критике как противник “официальной народности”. В “Отечественных записках” появились его пародии и памфлеты: “Москвитянин” о Копернике”, “Путевые записки Ведрина”. […]...
- Смысл идея значение история создания по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.) Поэма Лермонтова “Демон”, особенно в ее наиболее цельной и последовательной шестой редакции – одно из самых значимых произведений активного романтизма, в котором трагический образ типичного героя того времени изображен с большим сочувствием. Образ Демона имел место в творчестве Пушкина (“Демон”, 1823 г.), еще ранее – в творчестве Гете (Мефистофель в трагедии “Фауст”, 1774 – 1831 […]...
- Идейно-художественное значение гоголевских образов Правильный ответ на вопросы, поставленные великим писателем в его художественных произведениях, дали те представители передовой общественной мысли и освободительного движения, которые не менее напряженно, чем Н. В. Гоголь, размышляли о путях развития России и не менее пламенно, чем он, желали ей добра,- революционные демократы. От них не укрылись глубокие противоречия идейного и творческого развития Гоголя. […]...
- Мнение о критике Белинского на произведение “Евгений Онегин”. Судьба Ленского, как романтика в современном мире. (Белинский В. Г.) Я согласен с высказыванием Белинского о людях – романтиках. Романтики был бы пустыми людьми в современном обществе. Романтики – это люди, с возвышенным чувственным миром, для них духовное состояние играет огромную роль в их жизни. Такие люди чересчур эмоциональны, и в современном обществе их чувства были бы убиты и растоптаны реалистичным миром. Эти люди любители […]...
- Мнение В. Г. Белинского о Печорине … Что такое Онегин?. .. Он является в романе человеком, которого убили воспитание и светская жизнь, которому все пригляделось, все приелось… …Не таков Печорин. Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях… Но как выше Онегин Печорина в художественном […]...
- Рассуждение по тексту Белинского Разум и чувство-две силы Каждый человек хоть раз в жизни задумывался над тем, что сильнее: разум или чувство? Белинский говорил: “Разум и чувство_ две силы, равно нуждающиеся друг в друге. Этот вопрос был и остается актуальным в наши дни. Люди в разных жизненных ситуациях полагаются на разум и чувства. Некоторые считают, что ум должен быть превыше эмоций. Ведь когда […]...
- Значение Н. В. Гоголя в истории русской литературы Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы. По утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой “натуральной школы” 40-х годов. “Натуральная школа”, сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам ее представителей, объединялась тем, что в центр внимания ставила социальную действительность. Характерными чертами натуральной школы явилось, во-первых, […]...
- Значение поэмы “Демон” как поэтически-обобщенного свидетельства эпохи Рабство и свобода – один из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся, обманутых надежд. “Бедный! Больной, несчастный век!” – восклицал в одном из своих писем 1836 г. Н. В. Станкевич. Но здесь же молодой философ писал о том, что усиленная работа мысли в […]...
- Идейное значение картин русского пейзажа в романе Пушкина “Евгений Онегин” Природа дает нам духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Природа делает нас нравственно чище. В “Евгении Онегине” Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Пушкин писал роман “Евгений Онегин” дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши […]...
- Образы романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” в оценке В. Г. Белинского Онегин “Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре. Нельзя ошибочнее и кривее понять человека!.. Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям… Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не […]...
- Идейно-художественные особенности романов Гончарова и их значение Таким образом, в художественном мышлении и творчестве писателя были сильные и слабые стороны. Критика всяческого “неуменья жить” – дворянской лени и пустопорожней мечтательности, буржуазной ограниченности и филистерства – была сильной стороной, основной идейной направленностью романов Гончарова, вытекавшей из Сущности изображаемых характеров. Попытки же воплотить в жизни дельцов и помещиков идеал “уменья жить” и стремления возвысить […]...
- Рассуждение по высказываю Белинского Человека создает природа, а развивает общество (ЕГЭ по русскому) Только что родившийся младенец – это как белый лист бумаги, где еще ничего не успели написать. Его развитие будет проходить постепенно. Сначала будет формироваться характер среди родных людей, в детском садике, школе. Потом начинается второй этап. Когда человек поступает в университет, потом работает, находит новых друзей, он уже осознанно изучает мир и общество, вникает в […]...
- Значение творчества Некрасова для развития русской поэзии Для всей нашей многонациональной литературы художественный опыт Некрасова оказался чрезвычайно важным. Его поэзия становилась для национальных литератур источником художественных идей, образов, мотивов. Некрасов оставил неизгладимый след в творчестве таких крупнейших поэтов и писателей, как М. Налбандян, О. Туманян, Янка Купала, Якуб Колас, К. Хетагуров и др. Особое значение имела поэзия Некрасова для развития украинской демократической […]...
- Знаки препинания при цитировании Если цитата представляет собой прямую речь, сопровождаемую словами автора, знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью: В. Г. Белинский писал: “Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка”. Если предложение-цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие: В. Г. Белинский писал: “Стих Пушкина благороден… верен духу […]...
- Идейно-композиционное значение истории княгини Р. в романе Ивана Тургенева “Отцы и дети” Композиция является одним из важнейших средств раскрытия основной идеи произведения. Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” построен на соединении последовательного повествования и биографии главных героев. Если бы не было истории княгини Р., то не было бы параллелизма в судьбе двух главных героев: Базарова и Павла Петровича. Перед тем как поведать историю княгини Р., автор […]...