Значение Белинского статьи (Белинский В. Г.)
Значение Белинского
Белинский оказывал на современников и потомков огромное революционизирующее и творческое воздействие. Революционные демократы 60-х годов _ Чернышевский, Добролюбов, Некрасов — признавали его своим учителем.
М. И. Калинин писал: «Вряд ли кто-либо еще в истории русской литературы и публицистики так властвовал над умами людей и столь действенно поднимал их гражданское самосознание, толкая на борьбу с самодержавием, за демократическую революцию, как Белинский, Чернышевский, Добролюбов», Сколько писателей было
Некрасов писал:
Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени.
Ты нас гуманно мыслить научил. Едва ль не первый вспомнил о народе. Едва ль не первый ты заговорил О равенстве, о братстве, о свободе…
На передовую молодежь статьи Белинского производили особенно сильное впечатление.
Об огромном значении Белинского для развития демократической мысли писал Чернышевский: «Тысячи людей сделались людьми, благодаря ему. Целое поколение воспитано
Многие стали славны только потому, что успели понять две-три его мысли. И когда перечитываю наши нынешние журналы, я всегда вспоминаю о нем. Вот ученая статья — она производит эффект в публике, приобретает автору уважение в кругу ученых — отчего это? Оттого, что написана на тему, которую и указал и объяснил он; вот критическая статья, которую все называют умною и благородною — опять-таки все, что есть в ней хорошего, подсказано им.
Вот повесть, плод его учения: он указал и мысль и форму, в которую должна облечься эта мысль… Повсюду он. Им до сих пор живет наша литература». Так же высоко оценивал значение Белинского и сподвижник Чернышевского Добролюбов: «Что бы ни случилось с русской литературой,- писал он,- как бы пышно ни развилась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением…»
Наследие Белинского имеет и великое мировое значение. Белинский гениально решил основные вопросы литературы и искусства в целом, сумев понять искусство и как отражение жизни, и как силу, воздействующую на жизнь. Он явился родоначальником научной критики, выработал принципы исторической, общественной и художественной оценки литературы и искусства.
- Значение Белинского Белинский оказывал на современников и потомков огромное воздействие. Революционные демократы 60-х годов — Чернышевский, Добролюбов, Некрасов — признавали его своим учителем. Сколько писателей было обязано ему своим творческим развитием! Кольцов говорил Панаеву: «Я обязан всем ему; он поставил меня на настоящую мою дорогу». Некрасов писал: Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени… Ты нас […]...
- Жизнь и критика Личность Белинского (Белинский В. Г.) Белинский был разночинец. Он по самому своему происхождению ближе, чем дворянская интеллирелция, стоял к народу. Белинский был настоящим русским человеком. Национальные черты в облике великого критика резко бросились в глаза такому наблюдательному человеку, каким был Тургенев. Он пишет: «Его (Белинского) выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение; вся его повадка была чисто русская, московская». Не […]...
- Литературные принципы Белинского на примере статьи о М. Ю. Лермонтове В статье «Герой нашего времени» (1840) Белинский еще не отказался от теоретических предпосылок философии «примирения с действительностью», однако, признавая жизненность, типичность образа Печорина, критик стремится понять этот характер, чуждый «примирительных» настроений, как исторически закономерное явление, как «героя» времени. В глубоком психологическом анализе внутреннего мира Печорина Белинский ставит важнейшие вопросы современности. Критик приходит к мысли, что […]...
- Белинский Письмо к Гоголю (Белинский В. Г.) В. И. Ленин в 1914 году писал о Белинском: Его знаменитое «Письмо к Гоголю», подводившее итог литературной деятельности Белинского, было одним из лучших произведений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору». Действительно, «Письмо к Гоголю» «подводило итог литературной деятельности Белинского», выражало его основные взгляды, было, по словам Герцена, «его завещанием». В […]...
- Мнение о критике Белинского на произведение «Евгений Онегин». Судьба Ленского, как романтика в современном мире. (Белинский В. Г.) Я согласен с высказыванием Белинского о людях — романтиках. Романтики был бы пустыми людьми в современном обществе. Романтики — это люди, с возвышенным чувственным миром, для них духовное состояние играет огромную роль в их жизни. Такие люди чересчур эмоциональны, и в современном обществе их чувства были бы убиты и растоптаны реалистичным миром. Эти люди любители […]...
- Литературная критика Белинского, связанная с Гоголем Писал критик и о Гоголе. История отношений не очень богата событиями, но исполнена драмматизма. Белинского никогда не связывали узы дружбы с Гоголем. В январе 1842 года Гоголь отдает свою рукопись «Мертвых душ» Белинскому, для предоставления последней в Санкт-Петербургский комитет цензуры, после неудачи в Москве. Это, пожалуй, единственный из случаев сближения критика с писателем. В 1847 […]...
- Критическое мастерство Белинского Белинский вошел в историю русской культуры как создатель замечательных революционно-демократических традиций, которые были подхвачены его непосредственными преемниками — Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым и оказали благотворное влияние на все последующее развитие русской литературной критики. «Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она,- писал Добролюбов,- Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее […]...
- Полемические статьи Писарева «Пушкин и Белинский» Особое место в литературно-критическом наследии Писарева занимают две его резко полемические статьи, объединенные общим названием «Пушкин и Белинский» (1865). Еще в 1864г. в статье «Реалисты» Писарев сформулировал замысел будущей работы. Одна из самых важных задач современного реализма, писал он, заключается в том, «чтобы русский человек сам принужден был смеяться над своими возвеличенными пигмеями…» «- Вам […]...
- Проблемы реализма в критике последователей В. Белинского Белинский гордился тем, что его взгляды на современную реалистическую литературу начинали входить в сознание публики. Это было верным признаком того, что реалистическое направление окончательно упрочило свое положение в русской литературе. У Белинского появились ближайшие единомышленники и последователи. Вне его влияния стало уже трудно писать критические статьи. Но в этой группе были разные люди, позднее разошедшиеся […]...
- Белинский и Чернышевский как создатели концепции литературного развития В статьях Пушкина «О прозе» и «О народности в литературе» с присущими великому поэту четкостью и лаконизмом сформулированы положения о главном достоинстве прозаического повествования — наличии в нем «мыслей и мыслей» и о главной задаче литературы — воспроизведении «особенной физиономии» народа, определяемой совокупностью обычаев, чувств, мыслей народа. Пушкин также сделал много для выработки русской критикой […]...
- Идейно-художественное значение гоголевских образов Правильный ответ на вопросы, поставленные великим писателем в его художественных произведениях, дали те представители передовой общественной мысли и освободительного движения, которые не менее напряженно, чем Н. В. Гоголь, размышляли о путях развития России и не менее пламенно, чем он, желали ей добра,- революционные демократы. От них не укрылись глубокие противоречия идейного и творческого развития Гоголя. […]...
- Значение Лермонтова в истории русской литературы Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,- «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века. В эпоху мрачной реакции Лермонтов выражал протест против политического […]...
- «Неистовый Виссарион» В. Г. Белинский Ты честно шел к одной высокой цели-Н. А. Некрасов Виссарион Григорьевич Белинский — великий представитель революционной демократии — всю свою жизнь посвяти неутомимой борьбе с самодержавно-крепостническим госуда? ством и всеми его порождениями и последствиями в обШе ственной жизни. В. Г. Белинский родился 30 мая 1811 года в Свеаборге, семье флотского врача. Детство прошло в Пензе. […]...
- Концепции реализма Белинского и теория «чистого искусства» Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в печати. В библиотеках изымались номера «Отечественных записок» и «Современника» с его статьями. Начались глубокие изменения в самом лагере прогрессивных писателей. «Натуральная школа» 40-х годов, включавшая в себя разнообразных писателей — Некрасова и А. Майкова, Достоевского […]...
- Белинский о литературе и искусстве (Белинский В. Г.) Белинский превратил литературную критику в средство пропаганды революционно-демократических идеи. Он был умелым и страстным проводником в среду читателей самых передовых взглядов своего времени. Его статьи были живым откликом на самые важные, злободневные вопросы, определялись потребностями русской жизни, русской культуры. «Литература должна быть выражением жизни общества, и общество ей, а не она обществу дает жизнь»,- заявлял […]...
- Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9) ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9) О романе в целом: 1. Историзм «Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни […]...
- Взгляд Белинского на роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина Начав свою статью о романе «Евгений Онегин» указанием на то, что в этом «самом задушевном произведении Пушкина» с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что Роман, не говоря уж о его художественных достоинствах, «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение». Пушкин в «Евгении Онегине», по словам Белинского, создал первое «национально-художественное произведение»; «вместе […]...
- Взгляд Белинского на роман Евгений Онегин (Пушкин А. С.) Начав свою статью о романе «Евгений Онегин» указанием на то, что в этом «самом задушевном произведении Пушкина» с особой полнотой отразилась личность поэта, Белинский заявляет, что Роман, не говоря уже о его художественном достоинстве, «имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение». Пушкин в «Евгении Онегине», по словам Белинского, создал «первое национально-художественное произведение»; «вместе […]...
- Краткая биография Белинского Виссариона Григорьевича Родился Белинский 11 июня 1811 года в Финляндии, где служил его отец. Отец был военным врачом, вышел в отставку и переехал в Пензенскую губернию, где прошло детство Белинского. Виссарион Григорьевич начал учебу в 1822 году в уездном училище, окончив которое поступил в 1825 году в Пензенскую гимназию. В 1829 году Белинский поступает в Московский университет. […]...
- Развитие эстетических взглядов В. Г. Белинского После своих боевых выступлений в защиту нового направления литературы, созданного произведениями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, В. Г. Белинский от статьи к статье стремится раскрыть, конкретизировать новые эстетические принципы. Как мы помним, он подвергает глубокой и уничтожающей критике творчество двух наиболее популярных романтиков того времени: В. Г. Бенедиктова («Стихотворения Владимира Бенедиктова», 1835) и […]...
- Гражданственное отношение к литературе в критике Белинского Можно сказать многое и за, и против Белинского. В его пользу всегда будет говорить то, что он самый подлинный, самый бескомпромиссный и самый последовательный из литературных революционеров. Его вдохновляла любовь к близкому будущему, которое он прозревал с изумительной интуицией. Может быть, никогда не бывало критика, так подлинно соответствовавшего истинному направлению своего времени. Более того, он […]...
- Белинский и Защита «натуральной школы» Новейшая же русская литература призвана не просто повторять пушкинские традиции, но идти значительно дальше, ориентируясь уже в большей степени на Лермонтова и в особенности на Гоголя. Его художественные принципы, с точки зрения Белинского, были особенно актуальны и перспективны для молодых писателей — участников «натуральной школы». Защита «натуральной школы» была закономерным следствием постоянной борьбы великого критика […]...
- Первые критические выступления В. Г. Белинского Временный отход А. С. Пушкина от журнально-критической деятельности совпал с появлением в литературе нового выдающегося критика. Это был В. Г. Белинский, выступление которого со статьей «Литературные мечтания» (1834) знаменовало зарождение новой эстетики и критики. Идеи молодого критика были преемственно связаны с эстетическими взглядами его ближайших предшественников: и декабристов, и «любомудров», и Н. А. Полевого, и […]...
- Личность Белинского В. Г. Белинский был разночинец. Он по самому своему происхождению ближе, чем дворянская интеллигенция, стоял к народу. Национальные черты в облике великого критика резко бросились в глаза такому наблюдательному человеку, каким был Тургенев. Он пишет: «Его (Белинского) выговор, манеры, телодвижения живо напоминали его происхождение: вся его повадка была чисто русская, московская». Не только внешне, но […]...
- Эссе Значение Второго Болгарского царства (*Общие критические статьи) В истории Болгарии было три царства. Первое было основано в 681 году. Стоит немного поподробнее рассказать об этом государственном образовании, так как с ним связана вся последующая история Болгарии. В конце VII века часть болгарских племен во главе с ханом Аспарухом в результате междоусобной борьбы была вынуждена покинуть северные отроги Кавказа и откочевать на север […]...
- Высказывания Белинского о Лермонтове Говоря о высказываниях Белинского о Лермонтове, необходимо учитывать, к какому времени они относятся. О Лермонтове писал Белинский, еще ие освободившийся от примиренчества, и писал Белинский революционер-демократ. Поэтому некоторые высказывания имеют разный смысл, а иногда и просто противоречат друг другу. Если не учитывать времени высказывания, то можно впасть в ошибки. Конкретно-исторический подход в данном случае совершенно […]...
- Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. » Субъективный» Шиллер стал для него дороже «объективного» Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к «Горю от ума». Теперь Белинский ценит комедию Грибоедова за то, что это «благороднейшее гуманистическое произведение, энергический (и притом еще первый) протест против гнусной расейской действительности…» [11, 576]. Если в […]...
- Белинский и его работы по украинской литературе Белинский, как и многие его современники, принадлежащие к прогрессивному лагерю, был увлечен героической борьбой украинского народа за свое освобождение, его прекрасными душевными качествами. «Малороссияне,- писал он,- одарены неподражаемым юмором; в жизни их простого народа-так много человеческого, благородного. Тут имеют место все чувства, которыми высока натура человеческая». Белинский имел возможность близко познакомиться с Украиной во время […]...
- Белинский о романе «Герой нашего времени» Лермонтова Белинский пишет, что во второй половине 30-х годов «на горизонте нашей поэзии взошло новое яркое светило и тотчас оказалось звездою первой величины. Мы говорим о Лермонтове…». Роман (бессмертное произведение) «Герой нашего времени» произвел исключительно сильное впечатление на читателей потому, что в нем правдиво изображена жизнь русского общества. «Мы должны требовать от искусства, чтобы оно показывало […]...
- Белинский основоположник русской реалистической эстетики и литературной критики Художественная литература для него — одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: «Отнимать у искусства право служить общественным интересам — значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит — лишать его самой живой силы, […]...
- Становление теории и критики литературы в России В статье Из прошлого печати в России Белинский отмечал, что «освободительное движение в России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время» […]...
- Белинский — основоположник русской эстетики и литературной критики Художественная литература для него — одна из форм общественного самосознания, действенное средство нравственного и эстетического воспитания. Искусство Белинский постоянно связывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественных отношений. Он писал: «Отнимать у искусства право служить общественным интересам — значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит — лишать его самой живой силы, […]...
- Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского» Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях. Бывало, Николай Алексеевич раньше отзывался на какое-либо произведение, нежели Виссарион Григорьевич. Без сомнения, Белинскому импонировали отрицательные оценки, данные начинающим критиком псевдоисторическим повестям Загоскина и Масальского, переполненным романтическим пафосом произведениям сейчас забытых стихотворцев, угодным власти, но […]...
- Плутарх: книги и их значение в литературе (*Общие критические статьи) ПЛУТАРХ (Plutarch) (ок. 50 — ок. 125) — историк и писатель-моралист. самый популярный из древнегреческих авторов в эпоху Ренессанса. Его «Сравнительные жизнеописания» служили примером биографий, написанных в традиции перипатетической школы, когда характер персонажей раскрывается в серии анекдотов. Переведенные на английский язык Т. Нортом (1579), они послужили литературным источником для римских пьес Шекспира и позже образцом […]...
- О статьях В. Г. Белинского про творчество М. Ю. Лермонтова Белинский увидел в творчестве Лермонтова новое явление русской литературы. В статьях «Стихотворения М. Лермонтова» и «Герой нашего времени» критик отмечал, что лермонтовская поэзия полна страстной мысли, в ней решаются самые трагические проблемы современности. Лермонтов воспринимался Белинским как преемник Пушкина. Но, сопоставляя двух поэтов, критик писал о глубоком различии их поэзии. Творчество Пушкина сложилось на гребне […]...
- Биография Виссариона Белинского Дата рождения: 11 июня 1811 года Дата смерти: 7 июня 1848 года Место рождения: Свеаборг, Великое княжество Финляндское Виссарион Григорьевич Белинский — известный русский литературный критик и писатель, Белинский В. Г — философ. 11 июня 1811 года родился Виссарион Григорьевич Белинский, он появился на свет в финской крепости Свеаборг. Будущий литературный критик, популярный писатель и […]...
- Значение для русской литературы реалистических повестей и комедии Гоголя В произведениях Гоголя реализм обогащается той «социальностью», которая становится в дальнейшем характерной чертой «натуральной школы». С полным основанием В. Г. Белинский назвал Гоголя «социальным писателем». Огромное значение для русской литературы реалистических повестей и комедии Гоголя побуждало некоторых историков литературы рассматривать эти произведения как начало нового периода в ее развитии — «гоголевского». Но выделение 1835-1842 гг. […]...
- Создает человека природа, но развивает и образует его общество, В. Г. Белинский (ЕГЭ по русскому) Я считаю, что данное высказывание известного литературного критика Виссариона Белинского можно отнести к разделу обществознания — философии. Это вполне логично, так как это высказывание затрагивает весьма важные проблемы не только в науке, но и в жизни, — человек, природа и общество. Объяснить мой выбор темы достаточно легко: эта тема мне интересна, и она является одной […]...
- Герцен гениальный сподвижник Белинского Александр Иванович Герцен (1812-1879). Герцен-критик был конгениальным сподвижником Белинского, самостоятельно разрабатывавшим проблемы реализма. Глашатаем реализма он остался и во время своей эмиграции. Еще до отъезда за границу в 1847 году Герцен весьма определенно высказался в русской критике как противник «официальной народности». В «Отечественных записках» появились его пародии и памфлеты: «Москвитянин» о Копернике», «Путевые записки Ведрина». […]...
- Некрасов и Белинский анализ (Некрасов Н. А.) В конце 1845 года Некрасов прочитал в присутствии Белинского стихотворение «В дороге» — безысходно-грустную и поэтичную историю крестьянской девушки, воспитанной в барском доме, а потом выданной замуж за мужика. Проникновенные строки, полные лирической печали, тягучие, как ямщицкая песня, точные, суровые слова, воссоздающие страшный в своей обыденности сюжет, поразили слушателей. «…У Белинского засверкали глаза, он бросился […]...