Журнал и “двойки”

Может быть, кому-то кажется, что выставление отметок – да еще в журнал! – это приятная и радостная сторона учительской Профессии. Этакий символ власти и величия педагогического цеха. Чаще всего так думают ученики средних классов и обиженные на школу родители.

Учителя лишь горько усмехаются, сталкиваясь с этим заблуждением.

Обо всех тонкостях заполнения журналов мы даже говорить не станем. Это мучительный (как правило) процесс. Синяя ручка, никаких исправлений, точек, минусов и плюсов, совпадение клеточек с линеечками, письменные

работы в столбик не позднее чем через неделю после проведения и проч.

Кроме того, желательно, чтобы журналы заполнялись каждый день – и уж никак не раз в четверть.

Вот этого посторонние люди понять не в силах: ну почему мы не хотим заполнить журнал прямо на уроке? Так, как показано в старых советских фильмах: учительница с важным видом садится за стол, макает в чернильницу перо и рисует в журнале каллиграфическую “двойку” (или “пятерку” – в зависимости от того, завязка перед нами или хэппи-энд). Почему мы, живые современные учителя, так никогда почти не делаем?

Да потому что далеко не

всякий способен без помарок записать все необходимое, когда вокруг кипит урок. В тихой учительской риск ошибиться меньше, но то журнала нет, то времени… И все же если не каждый день, то раза два в неделю журнал заполнять надо.

Даже не потому, что, случись нагрянуть ревизору, он тут же вычтет из вашей зарплаты все незаписанные часы. В конце концов, это ваше личное дело (хотя администрацию тоже оштрафуют). Важнее то, что выставленные вами отметки интересуют очень многих. Детей: а вдруг в журнале все не так, как в дневнике?

Родителей: как там дела у моего оболтуса? Завуча и директора: что там творится у молодого специалиста? Отметки в журнале нужны всем, и чем их больше, тем лучше. Вам еще не писали на страничке завуча: “Усильте опрос по литературе”?

А выставлять четвертные тем, кого вы ни разу не удосужились спросить, пробовали? Не говоря уже о том, что отметка в самом деле очень эффективный инструмент (об этом мы в следующий раз поговорим).

Но в том-то и дело, что отметки по литературе ставить куда сложнее, чем по “письменным” предметам. Нам часто кажется, что возвышенные разговоры о прекрасном должны быть интересны сами по себе и что есть даже доля профанации в том, чтобы после бурных обсуждений с горящими глазами объявлять, “что почем”. Хочется, чтобы в эти разговоры народ втягивался из любви к искусству, а не ради отметок.

Только обычно из любви к искусству разговаривают два-три человека, а то и вовсе ни души. Тягостное молчанье на уроках – это кошмар словесника. И – возвращаясь к нашей теме – это пустой журнал.

В начале школьной жизни у учителя, бывает, не выдерживают нервы, и он ставит прямо в журнал пресловутую колонку “двоек”. Нате вам всем за то, что вы бездельники и дикари и не хотите думать о “высоком”. Наверно, вас уже предупредили, что про колонку эту надо забыть на всю оставшуюся жизнь – по крайней мере, пока жизнь ваша связана с преподаванием.

Выгоды она не даст никакой, поскольку “двойки” в ряд не имеют юридической силы. Это эмоция, а не отметка, – скажет вам кто угодно, от завуча до министра образования. И никто не станет даже вникать, чем вас так довели ученики. Учитель расписался в своем бессилии, поставил “два” самому себе, журнал, в конце концов, попортил, – короче, продемонстрировал профессиональную несостоятельность.

Иначе это не расценивается.

Отсюда отнюдь не вытекает, что мы не можем поставить всему классу “двойки”. Бывает, что это и можно, и нужно сделать. Не приготовились к уроку, сорвали ваш прекрасный план – ну что ж! Чтоб впредь такого не случалось, открываем дневники и красной ручкой…

И обязательно – подпись родителей (которую придется проверять).

Это тяжкая процедура, и прибегать к ней следует расчетливо. Прикиньте, стоит ли именно сейчас все это затевать, нет ли более элегантного решения проблемы. Такой скандал можно устраивать не чаще чем раз в четверть (а то и год).

Но если уж беретесь провести расправу – стойте до конца.

Другой способ поставить классу “двойки” – это воспользоваться своим личным журналом, мысль о котором рано или поздно приходит каждому. Если уж с официальным журналом мы должны обращаться, как с принцессой на горошине, то поневоле заведешь другой, попроще. Но ставить в него “двойки” только для того, чтобы выпустить пары, нелепо. Если класс что-то важное не сделал и не знает, придется эту тему пересдать.

Добиться пересдачи, может быть, не проще, чем подписи родителей, зато куда полезнее.

Оксана Смирнова,
Учитель русского языка и литературы Московской “Традиционной гимназии”

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Журнал и “двойки”