Журнал и “двойки”
Может быть, кому-то кажется, что выставление отметок – да еще в журнал! – это приятная и радостная сторона учительской Профессии. Этакий символ власти и величия педагогического цеха. Чаще всего так думают ученики средних классов и обиженные на школу родители.
Учителя лишь горько усмехаются, сталкиваясь с этим заблуждением.
Обо всех тонкостях заполнения журналов мы даже говорить не станем. Это мучительный (как правило) процесс. Синяя ручка, никаких исправлений, точек, минусов и плюсов, совпадение клеточек с линеечками, письменные
Кроме того, желательно, чтобы журналы заполнялись каждый день – и уж никак не раз в четверть.
Вот этого посторонние люди понять не в силах: ну почему мы не хотим заполнить журнал прямо на уроке? Так, как показано в старых советских фильмах: учительница с важным видом садится за стол, макает в чернильницу перо и рисует в журнале каллиграфическую “двойку” (или “пятерку” – в зависимости от того, завязка перед нами или хэппи-энд). Почему мы, живые современные учителя, так никогда почти не делаем?
Да потому что далеко не
Даже не потому, что, случись нагрянуть ревизору, он тут же вычтет из вашей зарплаты все незаписанные часы. В конце концов, это ваше личное дело (хотя администрацию тоже оштрафуют). Важнее то, что выставленные вами отметки интересуют очень многих. Детей: а вдруг в журнале все не так, как в дневнике?
Родителей: как там дела у моего оболтуса? Завуча и директора: что там творится у молодого специалиста? Отметки в журнале нужны всем, и чем их больше, тем лучше. Вам еще не писали на страничке завуча: “Усильте опрос по литературе”?
А выставлять четвертные тем, кого вы ни разу не удосужились спросить, пробовали? Не говоря уже о том, что отметка в самом деле очень эффективный инструмент (об этом мы в следующий раз поговорим).
Но в том-то и дело, что отметки по литературе ставить куда сложнее, чем по “письменным” предметам. Нам часто кажется, что возвышенные разговоры о прекрасном должны быть интересны сами по себе и что есть даже доля профанации в том, чтобы после бурных обсуждений с горящими глазами объявлять, “что почем”. Хочется, чтобы в эти разговоры народ втягивался из любви к искусству, а не ради отметок.
Только обычно из любви к искусству разговаривают два-три человека, а то и вовсе ни души. Тягостное молчанье на уроках – это кошмар словесника. И – возвращаясь к нашей теме – это пустой журнал.
В начале школьной жизни у учителя, бывает, не выдерживают нервы, и он ставит прямо в журнал пресловутую колонку “двоек”. Нате вам всем за то, что вы бездельники и дикари и не хотите думать о “высоком”. Наверно, вас уже предупредили, что про колонку эту надо забыть на всю оставшуюся жизнь – по крайней мере, пока жизнь ваша связана с преподаванием.
Выгоды она не даст никакой, поскольку “двойки” в ряд не имеют юридической силы. Это эмоция, а не отметка, – скажет вам кто угодно, от завуча до министра образования. И никто не станет даже вникать, чем вас так довели ученики. Учитель расписался в своем бессилии, поставил “два” самому себе, журнал, в конце концов, попортил, – короче, продемонстрировал профессиональную несостоятельность.
Иначе это не расценивается.
Отсюда отнюдь не вытекает, что мы не можем поставить всему классу “двойки”. Бывает, что это и можно, и нужно сделать. Не приготовились к уроку, сорвали ваш прекрасный план – ну что ж! Чтоб впредь такого не случалось, открываем дневники и красной ручкой…
И обязательно – подпись родителей (которую придется проверять).
Это тяжкая процедура, и прибегать к ней следует расчетливо. Прикиньте, стоит ли именно сейчас все это затевать, нет ли более элегантного решения проблемы. Такой скандал можно устраивать не чаще чем раз в четверть (а то и год).
Но если уж беретесь провести расправу – стойте до конца.
Другой способ поставить классу “двойки” – это воспользоваться своим личным журналом, мысль о котором рано или поздно приходит каждому. Если уж с официальным журналом мы должны обращаться, как с принцессой на горошине, то поневоле заведешь другой, попроще. Но ставить в него “двойки” только для того, чтобы выпустить пары, нелепо. Если класс что-то важное не сделал и не знает, придется эту тему пересдать.
Добиться пересдачи, может быть, не проще, чем подписи родителей, зато куда полезнее.