Жулев Гавриил Николаевич
Жулев Гавриил Николаевич родился в 1836 г. в семье разночинца.
Получил театральное образование и некоторое время выступал в Александринском театре (с 1852) и на провинциальной сцене. О его первых сценических успехах вспоминали современники, замечая, впрочем, что успешной его карьере помешали режиссер Е. Воронов и начальник репертуарной части петербургских императорских театров П. Федоров, которые особенно “не взлюбили Жулева за то, что он сотрудничал в “Искре” и информировал редакцию журнала о всех закулисных тайнах и интригах”.
Начало
В 1863 вышел его первый сборник стихотворений под заглавием “Песни Скорбного поэта”. Мастерски
Отдельные стихотворения превратились в романсы и долго удерживались в эстрадном репертуаре ( “Карьера” , “У старушки нанимал я себе каморку…”). Многие первые стихотворения поэта представляют, как писала “Искра”, лирическую исповедь бедняка, “весело трунящего над собой хохочущего непринужденно и смело над хлыществом и богатой наглостью”. Современники недаром называли Гавриила Николаевича “беранжеровцем”.
Щедрин сдержанно отозвался о первой книжке Жулева, но и он, отмечая в ней “частицу остроумия”, особо рекомендовал “веселую пьеску” “Литературные староверы”, в которой поэт зло и язвительно посмеялся над ходячими нападками литературных консерваторов на молодую прогрессивную литературу.
В 1871 Гавриил Николаевич издал новый сборник стихов “Ба! знакомые все лица! Рифмы Дебютанта (Скорбного поэта)”, подчеркнув преемственность объектов его сатирического осмеяния. Не прибавивший чего-либо существенно нового к уже сложившейся художественной манере поэта, сборник все же интересен разнообразием тематики и общей демократической направленностью. Царский цензор усмотрел в этой книге стихов поэта “изображение в самом отвратительном виде отношений начальников и подчиненных”.
Недовольство цензуры вызвало и опубликование стихотворения, посвященного памяти Добролюбова. К лучшим стихам сборника относятся резко разоблачительные куплеты, высмеивающие прикрытый маской благочестия и порядочности разврат и непристойность представителей так называемого высшего света.
Гавриилу Николаевичу принадлежит и ряд пьес (в большинстве случаев созданных в соавторстве с Н. А. Лейкиным, А. А. Соколовым, И. Е. Чернышевым, А. Сазоновым). Наибольшим успехом пользовался водевиль Жулева и С. Н. Худекова “Петербургские когти”.
Многие особенности сатиры Жулева Г. Н. – создание переходящей из стиха в стих сатирической маски, умение изобразить смешные и вызывающие презрительное отношение своей нелепостью бытовые неурядицы мещанской среды – предваряют поэзию Саши Черного. Современники отмечали также редкостное умение поэта “разговаривать” стихом без малейшей натяжки, считали его стихи образцом стихотворной простоты.
Умер в 1878 г. в Петербурге.