Жульен Сорель и Родион Раскольников: путь от наполеонизма до преступления



XIX столетие – время бушующих изменений, революций, переворотов и переломов в экономической, политической сферах жизни, переход к новым социальным формациям. Поэтому это еще и другая культура, сомнения относительно традиционных моральных ценностей, поиск Человеком Своего “Я” в жизни, конфликты личности с обществом. И вот два автора, которые жили и создавали в разных странах и в разные года (Ф.

Стендаль выпустил свой роман 1830 г. во Франции, Ф. М. Достоевский написал “Преступление и наказание” в 1866 г.), воссоздают очень похожих героев,

которые существуют в похожих обстоятельствах, перед ними возникают одинаковые проблемы, они исповедуют одинаковые идеи, имеют одинаковый характер, возраст, стремление и убеждение, даже внешностью поразительно похожи. Похожесть романов даже в тому что в обоих главных героев были реальные прототипы, о которых авторы узнали из газетных репортажей.

Жульен Сорель – сын плотника, умный, энергичный и одаренный юноша, который желает подняться социальными ступеньками, но происхождение делает его чужаком в высшем свете.

Родион Раскольников – человек, раздавленный бедностью, живет в жалком и убогом

мире петербургских трущоб, он сочувствует людям, остро переживая несправедливое устройство мира.

Происхождение поставило героев на низкий социальный уровень, и их личные качества породили желание подняться. В первую очередь, юношей роднит ощущение своего преимущества, презрительное и нетерпимое отношения к несовершенству других. Они отнюдь не хотят быть “маленькими людьми”, будучи уверенными, что созданы для больших дел!

Вот почему именно Наполеон, как личность, очень занимал их, став олицетворением стремлений; достижимым, как им казалось, идеалом. Наполеон – это символ сильной личности, которой все разрешено. Гений, уверенный, что имеет право распоряжаться человеческими жизнями, который сам определяет, что является хорошим, а что плохим, и навязывает свою волю миллионам.

И Сорель, и Раскольников имеют все качества, чтобы своим кумиром сделать именно Наполеона: они оба неудержимо честолюбивы, мучительно самолюбивы и эгоистичны, напыщенны и горделивы, уверены в своей исключительности. Поэтому образ диктатора, который безразлично, спокойно и хладнокровно переступает через все и всех для достижения своей цели, импонирует их фанатизму. Они завидуют ему, человеку, который вышел из низов и достиг самой вершины, стараются подражать, руководствуясь не искренними чувствами, а выдуманными принципами.

Жульен понимает, что ради социального успеха, престижа, славы, необходимо приспосабливаться, быть холодным циником. Он стремится к успеху! Для этого готов быть жестоким, притворяться, лицемерить, переступать через свою порядочность, честность, чувствительность, пылкое и горячее сердце, через чувство к любимым.

Счастье для него – это реализация честолюбивых планов, ведь он один против всего мира. Но путь вверх, что проходит Жульен Сорель – это путь потери им самого себя. Внутренний конфликт толкает юношу к мести и преступлению.

Потрясение и раскаяние после попытки убийства, возмутило всю его жизнь, заставило переосмыслить все бывшие ценности и взгляды. В конце концов, он понимает, что был счастливым лишь тогда, когда любил мадам де Реналь, оставаясь самым собой.

Родион Раскольников настойчиво ищет ответ – как же осчастливить все человечество и решить проблемы близких людей? И приходит к осознанию своего бессилия перед всемирным злом. Вот если бы можно было управлять людьми, сделать мир лучше!

А ради этого можно оправдать хоть какое злодейство, ведь все “великие” люди были вместе с тем и большими ворами, которые не учитывали жизнь миллионов людей.

И Раскольников начинает строить теорию о том, что люди делятся на две категории: первая – большинство, которое не совершает сопротивления, а покорно принимает судьбу, и меньшинства, которое родилось владычествовать.

И эти последние, конечно, могут попирать любые моральные нормы, так как им, гениям, “все разрешено”, якобы развитие общества все оправдывает.

А здесь и возможность: одна, никому не нужная жизнь старой ростовщицы – и многие люди заживут обеспечено и счастливо. Поскольку эта старуха – всего лишь препятствие. Поступки этих молодых людей отрицают все моральные нормы, разрушают их жизни и жизни любящих их людей. Оба они убедились в бесполезности и никчемности выбранного идеала.

Трагедия приводит их к переоценке своих ценностей. Спасает их лишь любовь. Сорелю жизнь без любимой кажется бесцельным, ненужным.

Он признает себя виновным, отказывается от помощи и гибнет.

Любовь Сони помогает Родиону понять ценность жизни, он сознается в совершенном преступлении и идет на каторгу. Оба переживают катарсис и покаяние и приходят к признанию этического закона как общеобязательного.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жульен Сорель и Родион Раскольников: путь от наполеонизма до преступления