Жизненная философия Паратова драме “Бесприданница”



“Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни”, – пишет Е. Д. Турчанинова. Таким словом, указывающим на сущность личности Паратова, является определение в списке действующих лиц – “блестящий барин”. Это слово в дальнейшем будет обыграно в тосте Карандышева. “…не все то золото, что блестит”, – скажет Карандышев, и мы с ним согласимся.

Блеск людей, подобных Паратову, – это не блеск ума, характера или культуры, это внешний, показной блеск.

“Черный

однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорояшая сумка” – таким предстает перед нами Паратов при первом появлении. Держится он самоуверенно, говорит громко, явно любуясь звучным тембром своего голоса. “Есть такие люди, – пишет о нем Станиславский, – которые всей своей самоуверенной и спокойной фигурой внушают к себе доверие безграничное”.

Объемность характеристики Паратова достигается тем, что эта характеристика дается с разных точек зрения. “С шиком живет Паратов”, – с известной долей осуждения говорит о нем Кнуров. “Уж чего

другого, а шику довольно”, – соглашается с ним Вожеватов. Какой переполох поднялся в городе перед приездом Паратова. Его встречают салютом – выстрелом из пушки.

Цыгане, слуги, кучера – все рады его приезду: барин щедро платит. При его появлении Иван “выбегает из кофейной с веничком и бросается обметать

В том и другом эпизоде перед нами азартный игрок, идущий ва-банк. Ставка – своя жизнь и жизнь любимой девушки. И все это ради острых ощущений.

Иояечно, в этих поступках есть удань, лихость, молодечество, но нельзя не согласиться и со словами Каран-дынгева: “Сердца нет, оттого он так и смел”. Да и сам к себе Паратов говорит; “Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного пет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Как легко расстался он с “Ласточкой”, так же легко оста-пи л он и Ларису.

Обратим внимание на это сближение: “Ласточка” – чайка (перевод имени Ларисы).

Жизненная философия Паратова особенно отчетливо раскрывается в его словах: “Да, господа, жизнь коротка, говорят философы, так надо уметь ею пользоваться”.

Но так ли уж он свободен и независим? Ради чего он бросил Ларису и что его ожидает в будущем?

Оказывается, для Паратова, как и для купцов, главное – деньги, богатство. Ради денег он жертвует своей любовью, ради них готов продать свою свободу. “Отец моей невесты, – рассказывает Паратов, – важный чиновный господин; старик строгий: он слышать не может о цыганах, о кутежах и о прочем; даже не любит, кто много курит табаку. Тут уж надевай фрак!”

Как и при первом варианте анализа, следует обратить внимание на позерство Паратова в разговорах с Ларисой, на его бессердечие и душевную черствость. Сопоставляя Паратова и Печорина, можно прийти к выводу, что тот и другой герой – эгоисты, которые несут страдания и даже смерть любящим их женщинам. Это люди, выделяющиеся смелостью, дерзостью, широтой натуры. Но Печорин – натура несравненно более глубокая.

Это страдающий эгоист, человек, не удовлетворяющийся мелкой и пошлой жизнью общества, не находящий дела по своим силам. Паратов же – самовлюбленный, торжествующий эгоист. Он принимает позу романтического героя и напоминает не столько Печорина, сколько Грушницкого.

Деньги, положение в обществе, – то, мимо чего с иронической усмешкой проходил Печорин, – составляют цель жизни и определяют линию поведения Паратова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жизненная философия Паратова драме “Бесприданница”