“Жизнь вещей” в рассказе Осоргина “Пенсне”
Рассказ М. А. Осоргина необычен. Он не юмористический, а скорее, иронический.
В первой же фразе содержится утверждение-вопрос, что вещи “живут своей особой жизнью”. “Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит… раздвинутые ножницы кричат”, – это утверждение обосновано с помощью языковых средств, олицетворений, метафор. Олицетворение наделяет неодушевленный предмет свойствами одушевленного: часы, как говорится, идут, но у автора они не просто идут, а шагают, а хрипящий бой передан как хворь и кашель. Метафора подразумевает
Поэтому у автора вещи наделены характерами, причем вещи повседневные – “вещи-труженики”: “демократический стакан”, “интеллигент-термометр”, “реакционная стеариновая свечка”. Действительно, измерение температуры предполагает наличие хотя бы самых общих знаний из физики и медицины, а свечка в век развития электричества уже представляется чем-то устаревшим. В украшениях автор видит “что-то паразитическое”, а в чайнике – “добродушного комика”.
Все эти определения говорят о наблюдательности и зоркости
Показательной стала история пенсне. Приведя пример, как неожиданно теряются вещи, автор рассуждает об их намеренных действиях, когда они потом так же неожиданно находятся. Это юмористическое наблюдение сродни известному “закону подлости”. Пенсне исчезло у автора во время чтения.
Обыскав все карманы, кресло, книгу, автор его не нашел. Далее излагается история поисков пропавшего пенсне, дошедшая до генеральной уборки квартиры. “Вся квартира обновилась, посвежела – но пенсне не было”. Приятель автора пытался разгадать загадку “индуктивным способом”, начертив план комнаты и долго размышляя. Поиски таким путем тоже ничего не дали.
Автор иронически замечает, как изменился характер его знакомого. Пенсне нашлось неожиданно, и писатель убежден, что это не курьезный случай. “Нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки”, чтобы понять, что это не случайность. Вещь одушевлена и имеет свой характер, и автор относится к ней как к существу одушевленному: “Я сильно наказал гуляку”.
Как у одушевленного существа бывает смерть, такова и смерть пенсне: “кончило это пенсне трагически”, разбившись в мелкие осколки.
Такой подход автора к вещам интересен, его наблюдательность говорит о чутье художника, а речевая выразительность – о писательском мастерстве.
- Вещь в рассказе Михаила Осоргина “Пенсне” В первой фразе рассказа М. А. Осоргина “Пенсне” содержится утверждение, что вещи “живут своей жизнью”. У писателя “часы шагают, хворают, кашляют”, “печка шипит”, “ножницы кричат”. Осоргин активно использует олицетворение, с помощью которого неодушевленные предметы приобретают одушевленные качества. Например, часы не идут, а шагают, как кашель передан бой часов. Часто используется метафора, поэтому у Осоргина повседневны […]...
- Вещь в рассказе М. А. Осоргина “Пенсне” Вещь в рассказе М. А. Осоргина “Пенсне” В первой фразе рассказа М. А. Осоргина “Пенсне” содержится утверждение, что вещи “живут своей жизнью”. У писателя “часы шагают, хворают, кашляют”, “печка шипит”, “ножницы кричат”. Осоргин активно использует олицетворение, с помощью которого неодушевленные предметы приобретают одушевленные качества. Например, часы не идут, а шагают, как кашель передан бой часов. […]...
- “Жизнь – это свобода”. По произведениям В. Гроссмана “Жизнь и судьба” и Ю. Домбровского “Факультет ненужных вещей” Удивительно, что роман Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” пришел к читателю с тридцатилетним опозданием и тем не менее вовремя. Рожденный трагическим опытом великой войны и сложившегося послевоенного периода, он оказался тесно сопряженным с самыми жгучими нравственными проблемами наших дней. В своей книге писатель ставит знак равенства между понятиями жизнь и свобода. Он твердо убежден, что […]...
- Жизнь естественная и жизнь искусственная в рассказе “Господин из Сан-Франциско” События рассказа развиваются в трудное время не только для России, но и для других стран. Идет Первая мировая война. В этот трудный период происходит переосмысление ценностей жизни. Писатели пытаются понять, почему произошла такая катастрофа и как ее избежать в будущем. Бунин так же не ушел от этой темы. Произведение Бунина “Господин из Сан-Франциско” поднимает такие […]...
- Краткое содержание рассказа Дойла “Золотое пенсне” Ы К Шерлоку Холмсу обращается за помощью инспектор Стенли Хопкинс. Он зашел в тупик при расследовании убийства мистера Уиллоуби Смита. Смит был секретарем профессора Корэма, который живет в загородном доме. Корэм – старый больной человек, он то лежит в постели, то ковыляет с палочкой по дому, то его возят в инвалидном кресле по саду. Недавно […]...
- Сочинение на тему: Жизнь и смерть в рассказе Господин из Сан-Франциско, Бунин Жизнь и смерть Ивана Алексеевича Бунина в литературном мире часто называют “последним классиком за то, что в своих произведениях он раскрыл весь спектр проблем конца 19 – начала 20 века. Творчество этого писателя всегда волновало людей, а его произведения были и остались актуальными. Одна из наиболее интересных тем, которую он затронул, была неотвратимая гибель буржуазного […]...
- Сочинение “Старые вещи” или “Музей забытых старых вещей” Сочинение “Старые вещи” или “Музей забытых старых вещей” Настоящий музей старых вещей – это дом моей прабабушки. Точнее, одна его комната. Прабабушка Лидия называет ее “залой”. Тут стоит старинная мебель. Она сделана из темного дерева с красноватым оттенком. Это необычный круглый стол, шифоньер с выдвижными ящичками, тяжелые крепкие стулья и зеркало – трюмо. Стол покрыт […]...
- ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” Рассказ “Легкое дыхание” – одно из прекраснейших произведений И. А. Бунина. В нем ярко запечатлен образ главной героини, передано щемящее чувство ускользающей красоты и исчезающей жизни, которая в действительности совсем не такова, как в мечтах. Уже в начале рассказа складывается двойственное ощущение: с […]...
- Жизнь и смерть в рассказе И. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Жизнь и смерть в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях […]...
- Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова “Ионыч”? В рассказе А. П. Чехова “Ионыч” повествуется о жизни русской провинции конца 19 века. Молодой, полный романтических надежд и мечтаний врач приезжает в губернский город С. Герой жаждет жить полной жизнью, приносить пользу обществу, окружающим людям и быть счастливым. Что же встречает он в новом месте своего обитания? Скуку, отсутствие всякой живой мыли, невежество, стяжательство. […]...
- Что такое МИР ВЕЩЕЙ МИР ВЕЩЕЙ в литературном произведении – художественное изображение всего, что сделано руками человека и окружает его в жизни: одежды, оружия, деталей интерьера, украшений и т.п. Мир вещей создается при помощи художественных деталей. Довольно часто он косвенно характеризует человека: например, книга, уже два года открытая на четырнадцатой странице у Манилова, мебель в доме Собакевича (“Мертвые души” […]...
- 7 вещей, которые вы должны знать о своем ребенке Каждая мать должна знать о своем ребенке несколько вещей, которые помогут лучше понимать интересы ребенка, его поведение, предпочтения, а также сложности, которые могут возникнуть у ребенка при общении с окружающими. Области интересов ребенка К сожалению, все чаще матери на вопрос “Чем больше всего интересуется ваш ребенок” либо пожимают плечами, либо отвечают односложно – “Компьютер”. Внимательные […]...
- Рассуждение по тексту Домбровского Свое дело Факультет ненужных вещей (ЕГЭ по русскому) По отрывку из “Факультет ненужных вещей”. “(1) Зыбин пошел и снова остановился. (2) У резных ворот с надписью “За колхозное изобилие” толпились люди. (3) Курили, чадили, лузгали семечки. (4) Он протиснулся и увидал художника за мольбертом….” На три вещи можно смотреть бесконечно: как льется вода, горит огонь и работает человек – гласит народная мудрость. Действительно, […]...
- Сочинение на тему: Жизнь Герасима в городе в рассказе Муму, Тургенев Жизнь Герасима в городе Рассказ “Муму” был написан Иваном Тургеневым в 1850-х гг. и основывался на реальных событиях. Сам автор вырос в деспотичной семье, которой заправляла его мать-помещица. По мнению критиков именно ее образ он использовал в качестве прототипа Барыни. Прототипом главного героя, дворника Герасима, стал дворовой Андрей, которого все называли “немым”. Герасим родился и […]...
- Сочинение на тему: Утро изменившее жизнь в рассказе После бала, Толстой Утро изменившее жизнь Рассказ “После бала” был написан Л. Н. Толстым в последние годы его жизни и издан уже после его смерти, в 1911 году. В основу рассказа легли события, произошедшие в середине XIX века. В ту пору писатель был студентом и жил с братьями в Казани. Один из его братьев был влюблен в дочь […]...
- Сочинение на тему “История одной из моих вещей” У каждого человека есть особенные вещи, история которых интересна и дорога сердцу. Для меня это небольшая шкатулка, в которой я храню свои украшения – цепочку, колечко, сережки. Она сделана из тонкого, почти прозрачного фарфора, и расписана нежными полуоткрытыми розовыми бутонами. Мне очень нравится разглядывать эти крошечные букетики, гладить пальцами глянцевые края шкатулки и думать о […]...
- “Господин из Сан-Франциско” (раздумье об общем пороке вещей) В этом рассказе Бунин раскрывает перед нами философию своего героя, у которого даже нет имени. Он безлик. Он уверен, что деньги дают ему право на все: на любовь, на внимание, на подобострастие со стороны окружающих. Шаг за шагом описывает Бунин путешествие. Из этих наблюдений складывается картина жизни богатых властителей мира. Все к их услугам: улыбки, […]...
- Жизнь мальчика в рассказе уроки французского в. Распутин. Нужно мини сочинение Я прочитала произведение В. Г. Распутина “Уроки французского”, главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший. Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его […]...
- Книга в моей жизни (Ю. Домбровский “Факультет ненужных вещей”) Настоящая литература является высоким искусством. В ней собраны накопленные многими поколениями людей нравственные, эстетические, философские, социальные ценности. Но литературные произведения не только выражают общественное сознание, но и формируют его. Художественное слово обладает огромной силой воздействия на человека, оно воспитывает, призывает, будит чувства, заставляет мыслить. Каждый человек испытал на себе это воздействие и в той или […]...
- Факультет ненужных вещей Юрий Осипович Домбровский Факультет ненужных вещей Роман (Кн. 1-я – 1964; кн. 2-я – 1975) Книга первая. ХРАНИТЕЛЬ ДРЕВНОСТЕЙ. Книга вторая. ФАКУЛЬТЕТ НЕНУЖНЫХ ВЕЩЕЙ Уже предчувствуя свою судьбу, Георгий Николаевич Зыбин, тридцатилетний историк, сотрудник краеведческого музея в Алма-Ате, уговаривал себя жить “правильно”: “тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не задеть – я хранитель древностей, и только!” […]...
- Сочинение на тему: Только с любовью держится и движется жизнь в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев Только с любовью держится и движется жизнь Рассказ В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из жизни самого писателя. Повествование ведется от лица семилетнего мальчика Вити, который живет и воспитывается в семье Бабушки с дедушкой в одной из сибирских глубинок. Главный герой рано лишился матери. Она утонула в Енисее, возвращаясь из […]...
- Факультет ненужных вещей краткое содержание Домбровский Ю. О. Факультет ненужных вещей Уже предчувствуя свою судьбу, Георгий Николаевич Зыбин, тридцатилетний историк, сотрудник краеведческого музея в Алма-Ате, уговаривал себя жить “правильно”: “тихо-тихо, незаметно-незаметно, никого не толкнуть, не задеть – я хранитель древностей, и только!” Что может помешать его спокойной работе и жизни? Директор музея, бывший военный, относится к нему с уважением и […]...
- Краткое содержание “Дизайна привычных вещей” Нормана Неудобные вещи – недостаток дизайна, а не глупость пользователей У вас когда-нибудь не получалось воспользоваться пультом от нового телевизора? Если да, вы не одиноки. Сложности с использованием простых бытовых изделий возникают часто, и люди считают, что виноваты они, но проблема в плохом дизайне. Плохой дизайн – результат пренебрежения отношениями между пользователями и технологиями. Хороший дизайн […]...
- Какова роль вещей в сатирическом изображении Гоголя При рассмотрении способов обрисовки образов в “Мертвых душах” особо можно отметить важную роль бытовой обстановки, нашедшей в поэме исключительно мастерское изображение. Бытовая обстановка героев раскрывает неподвижность, застой их жизни. Использование художественной детали в “Мертвых душах” необычайно широко. Так, например, для наиболее полного раскрытия образа Манилова, как человека, постоянно прожектирующего, но реально ничего не делающего, погруженного […]...
- Согласны ли вы с мнением, что “поэзия Тютчева есть…не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…”? Поэзия Ф. И. Тютчева вырастала на русской почве, но, вместе с тем, он наследовал достижения западноевропейской поэзии. Она с потрясающей силой передает мятежные состояния, выражает бунтарскую стихию человеческой природы. Это – поэзия мысли, которая всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы. Это поэзия сильных, смелых и оригинальных образов, разнообразная по тональности, замечательная […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Цветов и неживых вещей…” Стихотворение “Цветов и неживых вещей…”, датированное 1913 годом, создано во время пребывания Ахматовой в Слепнево – имении, располагавшемся в Тверской губернии. Его поэтесса считала своей второй родиной. В произведении говорится о сельском доме, описываются приметы его повседневного быта. В рассматриваемом тексте Анна Андреевна раскрывает перед читателями красоту обыкновенных вещей и прелесть простой деревенской жизни. Взгляд […]...
- “Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…” (С. Л. Франк) Сегодня не без оснований признано, что, если бы встала задача избрать из числа высших творцов мировой лирической поэзии даже самый узкий, самый тесный круг имен, имя Федора Ивановича Тютчева все равно должно было бы в него войти, как бы мы этот круг ни ограничивали. В подтверждение этих слов можно сослаться на Фета, видевшего в Тютчеве […]...
- Человек против новой инквизиции в романе Ю. О. Домбровского “Факультет ненужных вещей” Главный герой романа Юрия Домбровского “Факультет ненужных вещей” – сотрудник алма-атинского историко-краеведческого музея Георгий Николаевич Зыбин, обладающий рядом автобиографических черт, по ложному обвинению оказывается в застенках НКВД (самому писателю в 1937 г. довелось пробыть там долгих семь месяцев). “Ненужной вещью” в стране в 30-е годы давно уже стало право, замененное “революционной целесообразностью”. Зыбин хорошо чувствует […]...
- Предметная детализация и символика в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” …Это очень ново, очень свежо и очень хорошо, только слишком компактно, вроде сгущенного бульона. А. П. Чехов Мастерство и лиризм произведений Ивана Алексеевича Бунина имеют несколько составляющих. Его прозу отличают лаконизм и трепетное изображение природы, пристальное внимание к герою и детализация описываемого предмета или явления. Кажется, писатель излишне подробно останавливается на окружающей его героев обстановке, […]...
- Своеобразие языка в рассказе “Левша” Рассказ Н. С. Лескова “Левша” – это особое произведение. Его замысел возник у автора на основе народной прибаутки о том, как “англичане из стали блоху сделали, а наши туляки ее подковали да назад отослали”. Таким образом, рассказ изначально предполагал близость к фольклору не только по содержанию, но и по манере повествования. Стиль “Левши” очень своеобразен. […]...
- Языковые средства создания характера в рассказе Николая Лескова Н. С. Лесков в своих статьях горячо отстаивает интересы крестьян, выступает в защиту прав рабочих, обличает карьеризм и взяточничество чиновников, алчность духовенства, пишет о положении учителей сельских школ, о преследованиях староверов. В поисках положительного героя Н. С. Лесков все чаще обращается к людям из народа. В одной из вершин своего художественного творчества – в рассказе […]...
- Тема исчезновения и смерти в рассказе Бунина “Господин из Сан-Франциско” Рассказ И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы. Бунин отказывает своему герою в этом не только потому, что он типичен и похож на других богатых стариков, приезжающих из Америки […]...
- Колодники ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. К. Толстой Колодники Спускается солнце за степи, Вдали золотится ковыль, – Колодников звонкие цепи Взметают дорожную пыль. Идут они с бритыми лбами, Шагают вперед тяжело, Угрюмые сдвинули брови, На сердце раздумье легло. Идут с ними длинные тени, Две клячи телегу везут, Лениво сгибая колени, Конвойные с ними идут. Что, […]...
- Человек и природа в рассказе Ивана Тургенева “Бежин луг” “Записки охотника” – это книга о русском народе, крепостном крестьянстве. Однако рассказы и очерки Тургенева описывают и многие другие стороны русской жизни того времени. С первых очерков своего “охотничьего” цикла Тургенев прославился как художник, обладающий удивительным даром видеть и рисовать картины природы. Тургеневский пейзаж психологичен, он связан с переживаниями и обликом персонажей рассказа, с их […]...
- Трагедия любви в рассказе Бунина “Кавказ” Теме любви посвящены многие рассказы И. А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе “Кавказ”. У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего […]...
- Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына “Матренин двор” Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. “Матренин двор” определяет пространство для совершения действия рассказа. После […]...
- Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова “Душечка” В рассказе А. П. Чехова “Душечка” удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами внутренний мир героя, автор испытывает бесконечное сожаление, что вместо богатой, поэтической, целеустремленной натуры он представляет нам пустого, т. е. ненаполненного собственным содержанием человека. Такова Душечка – Оленька Племянникова, а затем Кукина и Пустовало, которая была […]...
- Сочинение на тему: Любовь к людям в рассказе Матренин двор, Солженицын Любовь к людям Рассказ Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” был написан в 1959-м году и через несколько лет опубликован в журнале “Новый мир”. По замыслу автора, первоначально рассказ должен был называться “Не стоит село без праведника”, так как такое заглавие в полной мере могло передать характер главной героини. Однако через некоторое время автор изменил его. […]...
- “Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил” (по трагедии Гете “Фауст”) Творчество Гете стало одним из наиболее сложных явлений в истории немецкой и мировой литературы. Противоречия, которыми наполнены его произведения, это не просто индивидуальные противоречия Гете, но и противоречия всей эпохи, противоречия всей немецкой буржуазии. Трагедия “Фуст” стала самым значительным произведением поэта и явилась высшим философским и художественным достижением всей немецкой литературы конца XVIII – начала […]...
- РОМАН-ЭПОПЕЯ ВАСИЛИЯ ГРОССМАНА “ЖИЗНЬ И СУДЬБА” Война есть убийство. И сколь- ко бы людей пи собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни – называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н. Толстой О Великой Отечественной войне написано очень много. Первые произведения о войне начали появляться уже в середине сороковых годов, и с тех пор […]...