Жизнь величайшего барочного драматурга Испании Педро Кальдерона
Жизнь величайшего барочного драматурга Испании Педро Кальдерона, де ла Барки Енао де ла Барреда-И-Рианьо (такой есть полная фамилия Кальдерона), казалось бы, очень далекой от того, что бы она отобразилось в его художественных произведениях. Он принадлежал к давнему, но обедневшему дворянскому роду. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкском университете, где изучал гражданское и каноническое право.
В 1619-1623 гг. обратился к драматургии, а с 1625 гг. Кальдерон, целиком отдался литературной деятельности. В 1637 г. его приняли в рыцарский орден Сантьяго.
В1638
Как придворный капеллан, он был тесно связан с королевским двором и высочайшей знатью Испании. Глубокий знаток метафизики, истории, римского права, моральной и догматической теологи, Кальдерон в последние годы жизни жил в одиночестве. В 1680 г. он составил список своих пьес, куда вошло 111 комедий и 70 ауто (одноактное
На данное время известные 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров; некоторые произведения, не разысканные и известные только за названиями.
Как драматург, Кальдерон, принадлежит к национальной драматургической школе Л. де Веги. Его творчество развивалось в двух направлениях. Он писал религиозно-фантастические пьесы – такие, как “Чистилище святого Патрика”, “Поклонение кресту”, и пьесы реальные – “комедии плаща и шпаги”, “драмы чести”, исторические.
Тем не менее, не следует противопоставлять его реальные пьесы и пьесы реально-фантастические, поскольку между ними существует внутренняя взаимосвязь. Драматургия Кальдерона построена на противопоставлении обычного и исключительного, света и тени, земного и небесного. Последний большой представитель испанской литературы “золотого возраста”, который подытожил трехсотлетнее идейное развитие Испании, Кальдерон был, прежде всего художником-мыслителем, который старался найти философскую концепцию бытия.
Все его комедии основываются на нескольких сюжетных схемах, которые лишь варьируются в деталях. Известный испанский критик М. Менендес установил эти схемы:
1. В город прибывает молодой дворянин, чаще всего – это солдат, который воевал в Фландрии, а теперь возвратил на родину, иногда – студент. Случается, что он приезжает в делах, связанных с каким-то иском. В одном варианте герой имел в этом городе любимую, в другом – он, прибыв в город, влюбляется и начинает любовную интригу.
2. Сюжет комедии выстраивается на случаях и недоразумениях. Иногда молодой дворянин думает, что за время его отсутствия дама ему предала. Он ревнует и упрекает ей, и за этим его застает отец или брат.
Дама вынуждена втекать из дома, находит приют у подруги или у того самого кавалера, который по-рыцарски оберегает ее честь.
3. С главной интригой комедии переплетаются другие. Брат дамы, который играет роль ее пыльного сторожа, сам бывает влюбленным и является участником другой любовной истории. После ряда событий, вызванных игрой случая, все заканчивается счастливым браком.
4. Кое-что другой становится интрига, когда кавалер, приехав в город, впервые знакомится с дамой. В такой ситуации инициатива часто за дамой, но и здесь большую роль сыграют случай и стечение обстоятельств.
Конечно, эти схемы Кальдерон, развивал и совершенствовал, но их общие контуры есть именно такие. Драматург будто решает разными способами одну и одну и ту же задачу, и любопытство комедии заключается в том, какими оригинальными ходами и новыми вариантами приведет в удивление он на этот раз. Изображение испанского любовного быта отличается у Кальдерона, от того, которым его изображали Л. де Вега и Т. де Молина. Поле действия их комедий – вся Испания, причем, все решает, прежде всего, воля, изобретательность, энергия действующих лиц.
Вместе с тем Кальдерон замыкает действие в границе одного или нескольких дворянских интерьеров, лишь изредка выводя своих героев на улицу. При этом он тесно связывает действие комедии с домом, в котором живут персонажи, сокровенной комнатой, вещами, на манер замаскированного шкафа, который разрешает проникать с одной комнаты в другую. Именно эти конкретные условия и вещи создают недоразумение, путаницу, ошибки.
Внутренне изменяются герои комедии. Женщины в комедиях Л. де Веги и Т. де Молини отважно шли в широкий мир и энергично боролись за свое счастье, а героини Кальдерона, более пассивные. Единое, что они могут себе разрешить, – это завязать роман с молодым постояльцем, который остановился в их доме, а единой их заботой являются сохранения своей чести.
К наиболее значительным пьесам Кальдерона принадлежит драматизированные “жития святых” и философские пьесы.
В них отобразилось представление о человеке, присущем эпохе барокко: демонический разбойник, который совершает жестокие преступления, и праведник, который посвятил себя Бог, человек высоких духовных порываний. Он воплощает тот положительный идеал, который подсказывала эпоха. Такой положительный идеал Кальдерон срисовал в драме “Стойкий принц”. Эта пьеса – не что другое, как драматизированное “житие”: принц Фернандо попал в плен к неверным.
Ему предлагают свободу, но вместе с тем целый город должно перейти под господство мусульман – и Фернандо отказывается от свободы, купленной за такую цену.
Принц Фернандо – человек, который страдает за идею и гибнет за нее. Но образ героя и патриота в драме Кальдерона осложнен чертами смирения и аскетического пренебрежения к плоти. Этот идеал подсказан Кальдерону не только христианским учением, а и философией стоицизма, которая составляла одну из основ его мировоззрения.
Творчество Кальдерона имеет своеобразную целостность и вообще подает глубокую концепцию взаимоотношений человека и общественных условий. Сам взгляд на человека и его возможности отличает Кальдерона от писателей Возрождения. Он неслучайно выдвигает как одну из главнейших тем тему ревности и подозрения.
Осознание сложности и противоречивости человека составляет одну из основ мировоззрения Кальдерона.