Жизнь пореформенного дворянства: “Лес” и “Волки и овцы”

Хотя социальная критика есть во всех пьесах Островского, собственно сатирических комедий у него немного: “На всякого мудреца довольно простоты”, “Бешеные деньги” (1870), “Лес” (1871), “Волки и овцы” (1875). Здесь в сферу сатирического изображения вовлечены не отдельные персонажи или сюжетные линии, но вся представленная жизнь, не столько люди, личности, сколько уклад в целом, ход вещей. Пьесы не связаны сюжетно, но это именно цикл, в целом дающий широкое полотно жизни пореформенного дворянства.

По принципам поэтики эти пьесы

значительно отличаются от главного жанра дореформенного творчества – созданного Островским типа народной комедии.

Широкая картина сложных социальных процессов, происходящих в России после десятилетия реформ, роднит “Лес” с великими русскими романами 70-х. Как и Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин (именно в этот период создавший свой “усадебный семейный роман” “Господа Головлевы”), Островский чутко уловил, что в России “все переворотилось и только укладывается” (как сказано в “Анне Карениной”). И в зеркале семьи отражается эта новая действительность.

Через

семейный конфликт в комедии Островского просвечивают огромные сдвиги, происходящие в русской жизни.

В пореформенный период в России рушится замкнутость сословных и культурно-бытовых групп общества; “европеизированный” уклад жизни, бывший ранее привилегией дворянства, становится нормой. Социальная пестрота характеризует и картину жизни, создаваемую Островским в пореформенный период. Тематический и временной диапазон его драматургии делается чрезвычайно широким: от исторических событий и частной жизни XVII в. до самой горячей злобы дня; от жителей захолустья, бедных мещанских окраин до современных “цивилизованных” предпринимателей-воротил; от растревоженных реформами дворянских гостиных до лесной дороги, на которой встречаются актеры Счастливцев и Несчастливцев (“Лес”).

В 1870 годы рисует жизнь пореформенного дворянства: “Лес” (1871), “Волки и овцы”(1875). Да разве кругом нас люди живут? Волки да овцы.

Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.

В произведениях 1870-80-х гг. едва ли не центральной темой является участь русской женщины, обычно талантливой и несправедливо обойденной судьбой: “Богатые невесты” (1876), “Таланты и поклонники” (1882), “Без вины виноватые” (1884). Женщина в нравственном отношении оказывается выше окружающих ее мужчин, но в социальном отношении она бесправна. В “Бесприданнице” (1879) Лариса Огудалова оказывается предметом коммерческой игры купцов-воротил. В гротескно-уродливой дворянской жизни хищники прикидываются невинными, но каждый стремится ограбить ближнего (“Волки и овцы”, 1875).

К этому периоду относятся пьесы “Поздняя любовь” (1874), “Последняя жертва” (1878), “Красавец-мужчина” (1883). Островский написал несколько пьес вместе с драматургами С. А. Гедеоновым, Н. Я. Соловьевым и П. М. Невежиным, перевел комедии У. Шекспира, К. Гольдони, М. Сервантеса и др. европейских драматургов.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жизнь пореформенного дворянства: “Лес” и “Волки и овцы”