Жизнь подранков в произведениях Приставкина
Жизнь “подранков”, поколения, детство которого опалено войной, с большой эмоциональной силой показана в произведениях В. Богомолова (“Иван”), В. Астафьева (“Где-то гремит война”), Ч. Айтматова (“Ранние журавли”). Подлинным открытием литературы стала повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”(Знамя. 1987. № 3-4). События 1944 г., когда сирот из разных детских домов отправляют заселять опустевшие районы Кавказа, показаны через детское восприятие.
Поэтому в сюжете произведения присутствует мотив разгадывания тайны,почему
А. Приставкин касается сложнейшей темы: он рассказывает о последствиях насильственного выселения чеченцев из родных краев. Одним из самых страшных результатов зла, совершенного взрослыми, становится убийство ни в чем не повинного одиннадцатилетнего Сашки Кузьменыша. “Мы были связаны одной судьбой” – эти слова автора находят художественное подтверждение в описанных событиях. До символа вырастает один из образов повести: дорога, которая вымощена камнями с разрушенного чеченского кладбища, ведет в пропасть.
Что может
- “Именем детства” (повесть Анатолия Приставкина “Ночевала тучка золотая”) Кровью и болью не только на политической карте России, но и в сердцах сотен тысяч российских семей вошла Чечня. Хотя война официально прекращена, но, по мудрому выражению одного из участников этой войны генерала Льва Рохлина, о причинах трагической гибели которого, несмотря на всю гласность, нам до сих пор ничего не известно, Чечня держит на прицеле […]...
- Краткое содержание повести “Ночевала тучка золотая…” Приставкина А. И Двое братьев-близнецов – Сашка и Колька Кузьмины, по прозвищу Кузьменыши – живут в детском доме в подмосковном Томилино. Директор детдома – вор (хлеб, предназначенный сиротам и беспризорным, попадает к родственникам директора и его собакам; одежда, которой он обязан снабжать детей, также оседает у его родных и знакомых). Кузьменыши мечтают попасть в “хлеборезку” (помещение, где лежат […]...
- По фрагменту Приставкина “Солдат и мальчик” – Это было в сорок первом году (ЕГЭ по русскому) Вступление Автор описывает душевное состояние героя и ожидающих поезда, от увиденного, они испытывают боль, скорбь, мучительную жалость, страдания и горькую радость. От кого или чего не в силах были оторвать глаз люди? Кто или что заставляло их останавливаться, забывая обо всем? Дети блокадного Ленинграда. Эвакуированных детей, “…ставили, сажали, а то и клали тут же у […]...
- Какой предстает жизнь русского крестьянства в произведениях Н. А. Некрасова? (ЕГЭ по русскому) Николая Алексеевича Некрасова можно смело называть народным поэтом. Выдающийся писатель 19-го столетия избрал “натуральное” направления, показывая жизнь без прикрас, вникая в мелкие подробности бытия простых людей, их горести и страдания. Некрасов не пытался показывать лучшую сторону народной жизни, напротив – освещал проблемы, вызывающие сострадание и гнев из-за существовавшей несправедливости. Жизнь русского крестьянства поэт изображает безрадостной […]...
- Жизнь и человек в произведениях Толстого Сочинение на примере романа “Война и мир”. Жить для себя одного нельзя – это духовная смерть. “Жизнь только тогда, когда живешь для других”, – писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только ту, которая не имеет смысла как отдельная жизнь. Она имеет смысл только как частица целого. Князь […]...
- Крестьянская жизнь в произведениях Тургенева. “Бежин луг”;, “Хорь и Калиныч” Крестьянская жизнь в произведениях Тургенева. “Бежин луг”, “Хорь и Калиныч” Интерес к изображению крестьянской жизни явно просматривается и в “Записках охотника” Ивана Сергеевича Тургенева. Они документальны точными указаниями на место действия: Орел, Курск, Жиздра. Однако это не фактографический очерковый документализм с ярко выраженным описательным характером увиденного автором, с указанием последовательно географических мест, как в литературе […]...
- Биография Приставкина А. И Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в г. Люберцы Московской области в 1931 году. Во время войны остался сиротой (мать умерла от туберкулеза, отец был на фронте), воспитывался в детском доме, учился в ремесленном училище, работал с 12 лет. В 14 лет сбежал из детдома, работал в Серноводске на консервном заводе. Много читал. После войны стал участвовать […]...
- Переказ романа Приставкина “Ночувала хмаринка золота” Починаючи писати рецензію на твір Анатолія Приставши-Кина “Ночувала хмаринка золота”, хочеться написати й про самого авторО. Адже рецензія – це не тільки аналіз позитивних і негативних сторін добутку, але й спроба проникнути в саму суть, джерела й корінь написаного. О. Приставкин, автор повести “Ночувала хмаринка золота”, родом, як і всі ми, зі сваго дитинства. Але […]...
- “Ночевала тучка золотая” Приставкина в кратком содержании Из детдома намечалось отправить на Кавказ двоих ребят постарше, но те тут же растворились в пространстве. А двойнята Кузьмины, по-детдомовскому Кузьменыши, наоборот, сказали, что поедут. Дело в том, что за неделю до этого рухнул сделанный ими подкоп под хлеборезку. Мечтали они раз в жизни досыта поесть, но не вышло. Осмотреть подкоп вызывали военных саперов, те […]...
- Жизнь естественная и жизнь искусственная в рассказе “Господин из Сан-Франциско” События рассказа развиваются в трудное время не только для России, но и для других стран. Идет Первая мировая война. В этот трудный период происходит переосмысление ценностей жизни. Писатели пытаются понять, почему произошла такая катастрофа и как ее избежать в будущем. Бунин так же не ушел от этой темы. Произведение Бунина “Господин из Сан-Франциско” поднимает такие […]...
- “Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил” (по трагедии Гете “Фауст”) Творчество Гете стало одним из наиболее сложных явлений в истории немецкой и мировой литературы. Противоречия, которыми наполнены его произведения, это не просто индивидуальные противоречия Гете, но и противоречия всей эпохи, противоречия всей немецкой буржуазии. Трагедия “Фуст” стала самым значительным произведением поэта и явилась высшим философским и художественным достижением всей немецкой литературы конца XVIII – начала […]...
- Автор и рассказчик в произведениях М. М. Зощенко Один из лучших сатириков XX века – Михаил Зощенко – своим творчеством стремился переделать нравы, исправить людские недостатки. Михаил Зощенко начинал свою литературную деятельность в журналах и газете. Он писал фельетоны, очерки, обзоры. Здесь он учился наблюдать, оценивать, слушать, а потом кратко и смешно передавать сцены из жизни. Свои замечательные литературные произведения Зощенко всегда писал, […]...
- Как объясняется название сборника Б. Пастернака “Сестра моя жизнь”? Как объясняется название сборника Б. Пастернака “Сестра моя жизнь”? В чем заключается своеобразие поэтического стиля Б. Пастернака? Б. Пастернак воспринимает мир через предметное, материальное. Его поэзия насыщена метафоричностью. Метафора строится на ассоциативном сближении явлений. Причем метафоры как бы нанизываются друг на друга. Особой чертой поэтики Б. Пастернака является усложненный синтаксис. Как объясняется название сборника Б. […]...
- “Жизнь – это свобода”. По произведениям В. Гроссмана “Жизнь и судьба” и Ю. Домбровского “Факультет ненужных вещей” Удивительно, что роман Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” пришел к читателю с тридцатилетним опозданием и тем не менее вовремя. Рожденный трагическим опытом великой войны и сложившегося послевоенного периода, он оказался тесно сопряженным с самыми жгучими нравственными проблемами наших дней. В своей книге писатель ставит знак равенства между понятиями жизнь и свобода. Он твердо убежден, что […]...
- Конспект урока “Жизнь – это не зрелище, жизнь трудное занятие” Конспект урока ” Жизнь – это не зрелище, жизнь трудное занятие” Цель занятия: развивать умения учащихся отстаивать свою точку зрения при обсуждении их жизненной позиции. Задачи: формировать и развивать у школьников Навыки устной речи; Навыки риторики; Эмпатию и толерантность; Уверенность в себе; Способность работать в команде; Способность концентрироваться на сути проблемы; Манеры при публичном выступлении. […]...
- Своеобразие юмора в произведениях А. П. Чехова Очистительную силу смеха использовали многие писатели в своих творениях. Особенно ярко смех проявился в сатирических произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Чехов вслед за своими великими предшественниками также отдает должное юмору. Но проявляется смех в чеховских произведениях очень своеобразно. “Смех сквозь слезы” – сказать было бы точнее. Уже в ранних коротких рассказах писателя […]...
- Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”) Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме – “Венецианский купец” В. Шекспира и в комедии “Скупой” Ж. Б. Мольера. К созданию образа Гобсека автора привели наблюдения над жизнью буржуазного общества, отдельные моменты повести автобиографичны. Герой Бальзака учится на факультете права в Сорбонне и работает клерком в конторе стряпчего, […]...
- О подтексте в произведениях А. П. Чехова В творчестве Чехова 90-х годов отчетливо закрепилась установка писателя на объективность повествования, “не позволявшая ему открыто заявлять о собственных “субъективных” симпатиях и антипатиях”. Объективность повествования становится эстетическим кредо Чехова и одной из важнейших черт его художественного мироощущения. Критика, напротив, не довольствовалась тем, что в чеховских произведениях отсутствовала непосредственная авторская точка зрения, и расценивала это обстоятельство […]...
- Вечные типы в произведениях И. С. Тургенева (Рудин, Инсаров, Базаров) …Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает; под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история. Г. Гейне “Именно общечеловеческое, которое всегда существует в конкретной социально-исторической форме, обеспечивает непреходящее значение великим творениям литературы и искусства. Общечеловеческое проявляется и в нравственной жизни человека, и в области его интеллектуальной жизни, и в обширной […]...
- В каких произведениях русской литературы природные явления выступают как знамения грядущих событий? (ЕГЭ по русскому) Русские писатели зачастую пользовались символикой, олицетворяющей природные явления. Они применялись в качестве знамения в произведениях грядущих событий. Своими корнями данная традиция уходит в фольклор. Ее развитие продолжается в древнерусском литературном творчестве, а совершенствование – в классике. “Слово о полку Игореве” стало произведением неизвестного автора, в котором изображено солнечное затмение, предвещающее поражение русской дружины в походе. […]...
- В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией Твардовского? В каких произведениях русской литературы был создан образ кладбища и в чем он сопоставим с художественной версией А. Т. Твардовского? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что кладбище – один из значимых образов русской литературы. Как особое физическое, психическое и эмоциональное пространство образ кладбища актуализирован в романах А.С. Пушкина “Евгений Онегин”, И.С. Тургенева “Отцы и […]...
- Образ “святой Руси” в произведениях Шмелева (богомолье, лето господне) В особом свете облик России представлен в произведениях Ивана Шмелева. Страну, запечатленную Шмелевым в “Богомолье” и “Лете Господнем”, нельзя назвать ушедшей, потому что это Россия изначальная, историческая, корневая, “святая Русь”, а значит она, сохраненная в благодарной памяти писателя, обращена и в будущее. “Что во мне бьется так, наплывает в глазах туманом? Это – мое, я […]...
- “Документальный акт времени” в произведениях В. Шнурре В остросатирическом рассказе В. Шнурре “Выступление” (1946) детский батальон “с винтовкой в одной руке и со своими куклами и медвежатами – в другой”, отправляется на фронт. Сила рассказа при всей гротескности и кошмарности изображаемого в том, что автор излагает его сухим, сдержанным языком. Перед выстроенными в ряд детьми капитан произносит речь, священник читает свою проповедь, […]...
- В каких произведениях русской литературы используется “язык” запаха цветов и в чем он соотносится с ароматической концепцией Булгакова? В каких произведениях русской литературы используется “язык” запаха цветов и в чем он соотносится с ароматической концепцией М.А. Булгакова? Выполняя задание, актуализируйте свои знания в области истории и теории литературы. В результате вы вспомните, что в русской литературе XVIII века образов, связанных с обонянием, почти нет. Внимание к ним усиливается в XIX веке. Покажите, что […]...
- Судьба крестьянства в произведениях М. А. Шолохова Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, – это была проблема в первую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянин воспринимался как “сеятель и хранитель” родной земли, как носитель высших человеческих ценностей, природной мудрости, согласия с природой. Российская действительность XX века поставила крестьянство в новые условия; власть, пришедшая под […]...
- Образы природы в произведениях Тургенева План сочинения – Образы природы в произведениях Тургенева I. Вступление Тургенев – признанный мастер пейзажа в русской литературе XIX века. Он не олицетворяет природу, как, например. Лермонтов или впоследствии Есенин, но показывает сложные взаимоотношения между человеком и природой. II. Главная часть 1. Уже в ранних произведениях Тургенева – цикле “Записки охотника” – образы русской природы являются […]...
- Роль природы в произведениях Чехова Природа, как мы видим, наводила Чехова и его героев на важные и значительные мысли. Чехов был атеистом, но в его сознании, несомненно, жило представление о некой высшей силе, и в наибольшей степени эта высшая сила проявляется в природе: “В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. Слышно было, как где-то далеко, […]...
- Природа в произведениях XX века Василий Владимирович Быков – большой мастер слова. Он включает в повествование своих произведений различные метафоры, не столько украшающие его доходчивую и яркую речь, сколько помогающие понять читателю замысел автора, проникнуться его идеей. Писатель прекрасно знает традиции русской классической литературы, являясь достойным преемником мастеров слова XIX века. Быков дает картины природы не для того, чтобы они […]...
- Сочинение История России в произведениях Пушкина Выдающийся, знаменитый и пожалуй, один из самых великих писателей девятнадцатого века Пушкин Александр Сергеевич. Как автор он не один раз брал за основу любого из своих произведений исторические данные, которые соответствовали правдивым данным. Он очень тщательно и внимательно исследовал историю и пытался сделать все возможное, чтобы не потерять ни одной ее составляющей. Пушкин безумно любил […]...
- Тема человека и природы в произведениях современных писателей Тема человека и природы в произведениях современных писателей (В. П. Астафьев “Царь-рыба”, Ч. Т. Айтматов “Плаха”). В. П. Астафьев в силу жизненного опыта избрал особый ракурс изображения народной жизни. Он близок “деревенщикам”, но в большей степени анализирует общую ситуацию с гибельным наступлением цивилизации на природу. Его главные книги “Последний поклон”, “Царь-рыба” своеобразны в жанровом отношении: […]...
- Как сосуществуют в произведениях М. Горького “Старуха Изергиль” и “На дне” мечта и реальность? Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве. Например, в рассказе “Старуха Изергиль” Горький излагает нам две контрастные легенды, связанные между собой реальной историей жизни героини. Первой Изергиль […]...
- Образ “вечной Сонечки” в произведениях Ф. Достоевского, Т. Толстой и Л. Улицкой Любое художественное произведение насыщено литературными персонажами. Автор создает образ конкретного человека из слов, описывающих его внешние данные и внутренний мир. После осмысливания этого образа у читателя формируется какая-то определенная картина, связанная с героем литературного произведения, идея, которую хотел передать автор. В разных произведениях отдельных писателей этот образ может неоднократно повторяться, то есть как бы “проскальзывать”. […]...
- Проблема влияния судьбы на жизнь человека пьесы Кальдерона “Жизнь это сон” Проблема судьбы (фатума) и ее влияния на жизнь человека была воплощена еще в мифах и издавна интересовала писателей. Так, сам Зевс боялся судьбы (вспомните троянский цикл и тайну Прометея). Не убежал от своей судьбы и киевский князь Олег, таки убитый своим “верным товарищем” – боевым конем (“Повесть временных лет” Нестора Летописца и “Песня о вещем […]...
- Предсказания в произведениях “Котлован” Платонова и “Мы” Замятина Настоящий писатель – это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель – это и человек, создающий систему: нравственных ценностей, взглядов на историю, развитие общества. Литература часто становилась средством пропаганды идей писателя. С этим, в частности, связано возникновение в литературе жанра утопии. В произведениях этого жанра изображался идеальный, с точки зрения автора, […]...
- Образ автора в автобиографическом романе “Жизнь Арсеньева” Самым значительным произведением Бунина эмигрантских лет является роман ” Жизнь Арсеньева ” (1927-1928), написанный на автобиографическом материале и представляющий собой как бы итоговое, обощающее произведение. Здесь синтезируются лейтмотивы, проходящие через все творчество художника (темы Родины, слияния человека с природой, любви и смерти, тайны поэтического призвания, власти слова, впечатлений детства и юности, отношения к народу и […]...
- Тема любви в произведениях Лермонтова и Бунина Все мы знаем множество поэтов и писателей, но хорошо ли мы понимаем, что каждый хотел нам передать. В русской литературе оставили большое сокровище многие поэты и писатели. Это шедевры не только национальной, но и мировой литературы. Разнообразием тем и проблем отличаются их произведения, и, несмотря на то, что созданы они в 19 веке, актуальными остаются […]...
- “Жизнь скучна без нравственной цели…” (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) Сквозные темы “Жизнь скучна без нравственной цели…” (Ф. М. Достоевский). (По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского) Если рассматривать русскую классическую литературу XIX века, то в ней найдется вполне приличное количество произведений, прямо или косвенно затрагивающих тему смысла жизни и предназначения человека. Так, например, известнейшие произведения А. С. Пушкина и М. […]...
- Отглагольная адвербиализация в литературных произведениях Отглагольный тип адвербиальной деривативы также является производительным. Его делает возможным способность глагола изменить свою собственно синтаксическую позицию сказуемого на наречную позицию детерминантного второстепенного члена. Действие общей тенденции к морфологическому выражению синтаксических функций предопределяет замену адвербиализованого глагола, который употребляется в позиции детерминанта, наречием. Это изменение становится возможным в результате морфологической адвербиализации глагола – употребление специальных словообразовательных […]...
- Характеристика героев по произведению Дефо “ЖИЗНЬ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО” ПЯТНИЦА ПЯТНИЦА Пятница – индеец из каннибальского племени, спасенный Робинзоном от ужасной смерти на двадцать четвертом году его пребывания на острове и ставший ему помощником и слугой. Пятницу Дефо наделяет физической красотой и прекрасными нравственными свойствами: он добр и кроток, благороден и верен. Пятница весьма понятлив, разумно смотрит на мир. Дефо не свойственна бездумная идеализация дикаря […]...
- План сочинения: Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в Образ Петербурга в произведениях русских писателей XIX в. I. Вступление Петербург – столица русского государства – вызывал в писателях XIX века самые разные ассоциации, окрашивался в разные эмоциональные тона. II. Главная часть Образ Петербурга в произведениях Пушкина (“Евгений Онегин”, “Полтава”, “Медный всадник”) сложен и неоднозначен. В “Евгении Онегине” он предстает, с одной стороны, каксредоточие жизни […]...