Жизнь и творчество: Эрнст Теодор Амадей Гофман
Эрнст Теодор Амадей Гофман появился на литературной авансцене тогда, когда формирование основ романтизма уже состоялось. Как мыслитель Гофман выступает наследником Йенской школы. Требования, которые там выдвигались к идеальному художнику – универсальность искусства, концепция романтической иронии – были в полной мере реализованы в его творчестве. Но между Йенцами и Гофманом существовала существенная разница: первые были преисполнены радостной уверенности в том, что романтическое “я” поэта имеет возможность подняться над действительностью,
Они верили в то, что фантазия является более реальной, чем реальность, и наличие способности к фантазии воспринималась ими как возможность абсолютной свободы, как освобождение от власти материи.
Герой Гофмана также воспринимает реальный мир в ироническом плане и старается вырваться из его кандалов, но писатель иронизирует и из этой мечты-утопии, и из своего героя-чудака, понимая бессилие романтического “я” перед жестокой силой реальности. Знаменитый немецкий романтик родился в 1776 году в Кенигсберге. Гофман имел универсальные способности в разных
Удивительно не то, как разнообразные способности мог иметь один человек, а как в каждой области Гофман показывал высокий профессионализм. В немецком романтизме не было художника более сложного и противоречивого и, вместе с тем, более своеобразного и самобытного, чем Гофман.
Вся необыкновенная, на первый взгляд, беспорядочная и странная поэтическая система Гофмана, с ее двойственностью и разорванностью содержания и формы, смешиванием фантастического и реального, что воспринималось как своеволие автора, скрывает в себе глубокую внутреннюю связь с немецкой действительностью, наполненной острыми и мучительными разногласиями, с такими непростыми мучениями внешней и духовной биографии самого писателя. Он писал в тяжелейшее время немецкой истории, когда большинство европейских стран охватила политическая и церковная реакция, а Германия была раздробленной. Эрнст прекрасно закончил курс юридических наук в кенигсбергском университете в 1795 году, хотя не чувствовал к юриспруденции особой тяги и продолжал тщательно заниматься искусством.
К этому же времени относятся его первые литературные попытки в журнале. В 1804 году Гофмана перевели советником в Варшаву. Здесь он сошелся с Гитцигом, своим будущим биографом, и с романтиком Захаром Вернером.
Здесь же он основал музыкальное общество, зал которого украсил своей живописью. В этом городе он впервые побывал за дирижерским пультом. Здесь было сыграно пять его сонат. В 1805 году родилась дочь Эрнста Цецилия.
В скором времени после вторжения войск Наполеона все прусские чиновники в Варшаве были уволены со службы.
Гофман отправился в Берлин – с партитурами нескольких опер в портфеле и с намерением целиком посвятить себя искусству. Но там никто не заинтересовался его операми, не нашел он и места учителя музыки. В конце концов, ему посчастливилось устроиться капельмейстером в Бамберге, но дела театра шли так плохо, что Гофман вынужден был покинуть его и перебиваться частными уроками и музыкальными статьями. Постоянным спутником Гофмана становится бедность.
Все пережитое послужило причиной нервной горячки. Это было в 1807 году, и в этом же году зимой умерла его дочь. В 1810 году один его знакомый, Гольбейн, собирался восстановить бамбергский театр.
Гофман помогал ему, работая как композитор, дирижер, декоратор, машинист, архитектор и руководитель репертуара.
Но через два года театр закрылся. Гофмана снова ожидала бедность. 26 ноября 1812 года он пишет в дневнике: “… Продал сюртук, чтобы пообедать”.
С начала 1813 года дела его пошли лучше: он получил маленькое наследство и предложение занять место капельмейстера в Дрездене. Страшные две августовских битвы Гофман пережил в Дрездене: он вынес на себе все ужасы войны, но был бодр духом и даже весел, как никогда. Он в это время собрал свои музыкально-поэтические очерки, написал немного новых, очень удачных вещей и приготовил в печать ряд сборников своих творческих достижений (среди них повесть “Золотой горшок”).
Жан-Поль Рихтер заметил у Гофмана писательский талант и написал предисловие к первому тому. Повесть имела огромный успех. Значительные по объему произведения Гофмана выходят один за другим в таком порядке: “Эликсир дьявола” (1816); романы и новеллы для сборника “Ночные рассказы” (1817), “Странные страдания одного директора театра (1819); “Крошка Цахес по прозванию Циннобер” (1819); “Серапионовые братья” (1819); “Жизненная философия кота Мурра” (1820); “Принцесса Брамбилла” (1821); “Мастер Фло, сказка о семи приключениях двух друзей” (1822). В 1819году болезнь снова настигает его, и он с женой едет на лечение в Силезию.
В это время власть решила поквитаться с писателем-сатириком, который уже находился в тяжелом состоянии. Прикованный к кровати, он продолжал диктовать свои рассказы. В сорок семь лет силы Гофмана были окончательно исчерпаны. У него развился туберкулез спинного мозга.
Он умер 26 июня 1822 года. Гофман подводит итоги немецкого романтизма, является наиполнейшим выразителем наилучших его стремлений, которым он придал небывалой до тех пор яркости и уверенности.
В творчестве Гофмана, очень субъективного писателя, который превратил каждую свою страницу в пылкую личную исповедь, столкнулись в неравном единоборстве великая, но одинокая в своих мучениях душа поэта, которая нуждалась в правде, свободе, красоте, и жестокий плохо устроенный мир, в котором господствовала социальная несправедливость, в котором все прекрасное и хорошее обречено на гибель или на нищенское существование.
Основной для всего романтизма конфликт – разногласия между мечтой и действительностью – приобрели у Гофмана безвыходный, трагический характер. Основная тема его творчества – тема взаимоотношений искусства и жизни. Особое внимание Гофман сосредоточивает на личности художника.
Практически все его творчество – от музыкальных новелл (“Кавалер Глюк”, “Дон Жуан”) до романа “Жизненная философия кота Мурра” – посвящено теме столкновения между художником и вульгарной средой, которая его окружает. Первая книга Гофмана, “Фантазии в манере Калло. Письма из дневника странствующего энтузиаста” (1814-1815), утверждает: художник – не профессия, художник – образ жизни.
Таким является Ансельм из повести “Золотой горшок. Сказка из новых времен” (1814)
Уже эта ранняя новелла демонстрирует основные особенности творчества Гофмана: изображая материальный мир, он мастерски передает колорит через эстетичную деталь (действие новеллы происходит в Дрездене, город легко узнается), реально передает тенденции, которые существуют в мире немецкого бюргерства (мечты Вероники являются типичными мечтами духовно ограниченной личности женского пола). Вместе с тем “Золотой горшок”, равно как и “Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”, ошеломляет своей чудной фантастикой. Но чем приключение, тем очевиднее – все это является плодом неудержимой выдумки писателя, все это является сказкой.
Сквозь все творчество Гофмана проходят два потока фантастики.
С одной стороны, радостная, цветистая фантастика, которая всегда давала наслаждение детям и взрослым и могла вдохновить таких композиторов, как Вагнер, Чайковский, Шуман (“Щелкунчик”, “Чужое дитя”, “Королевская невеста”), на их замечательные произведения. С другой стороны, фантастика кошмаров и страхов, всяких видов сумасшествия как художественного воплощения “ночной стороны” души и общественной жизни людей, которыми владеют темные, страшные силы (“Эликсир дьявола”, “Песчаный человек”, “Майорат”).