“Жизнь дана на добрые дела” (на материале романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”)
“Белая гвардия” М. А. Булгакова – роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны. В центре повествования находится семья белогвардейцев Турбиных. Их квартира – это теплый, уютный дом, где собираются близкие люди, единомышленники, друзья.
В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.
Все Турбины – очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций. Мы видим, что Алексей и Николка Турбины – истинные представители
Именно поэтому Турбиным и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в новой России.
Алексей Турбин – один из офицеров старой русской армии, которому после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или невольно служить в одной из враждующих армий.
Турбин не горит желанием воевать. Однако ему и его младшему брату
Честь и достоинство руководит всеми поступками героев, стремление отстаивать добро и справедливость – вот их главное жизненное предназначение.
Благородным Турбиным противопоставлен муж Елены Турбиной Сергей Тальберг. При первой же возможности этот человек бежит вместе с немцами из России, бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам Булгаков так говорит о персонаже: “О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!”
Кроме того, семье Турбиных противопоставлены и их соседи Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды понятия чести и достоинства. Единственное, что заботит их, – собственное спокойствие и достаток.
Лисовичи без зазрения совести предадут любого ради собственной выгоды, защиты своих “шкурных” интересов.
В своем произведении Булгаков явно находится на стороне благородного Алексея Турбина, стремящегося к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной, мирной жизни. Но у героя это не получается. Члены семьи Турбиных не смогли не принимать участие в гражданской войне. Ведь долг каждого офицера – воевать до последнего за свою страну, за своего царя.
Алексей и Николка подчиняются этому долгу.
Можно сказать, что перед семьей Турбиных практически не стояла проблема нравственного выбора. Эти люди были воспитаны так, что не могли поступать иначе. В их крови от рождения были заложены понятия чести и достоинства.
Никакая, даже смертельная, опасность не смогла бы заставить их изменить своим морально-нравственным принципам.
Но трагедия русской интеллигенции заключается в том, что эти люди не смогли увидеть обреченность монархического строя в России. Они боролись, переживали, страдали за старую, прежнюю страну, которую уже было не вернуть. И не надо возвращать отжившее – жизнь должна двигаться вперед.
Булгаков, безусловно, далеко не в восторге от большевистских идей. Но, думаю, писатель видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей. По его мнению, интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо примириться с советской властью.
Однако при этом важно сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, не идти на беспринципную моральную капитуляцию. Желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов. Но Турбины и другие представители интеллигенции расценивали это примирение как пренебрежение своими нравственными принципами.
Поэтому они боролись до конца и проиграли. Но за что они боролись?
В романе Булгакова “Белая гвардия” очень остро и болезненно стоит проблема нравственного выбора. Каждый из героев произведения принимает внутри себя решение, соответственно которому он будет в дальнейшем жить и действовать. Кто-то поступается своей совестью ради жизни, а кто-то – своей жизнью ради совести.
Однако любимые герои Булгакова – семья Турбиных и их друзья – всегда помнят о том, что “жизнь дана на добрые дела”. И беспрекословно следуют этому принципу.