Житийный жанр
Житийный жанр занимает особое место в русской литературе. Жития – это жизнеописания людей, причисленных к лику святых. Как правило, жития писали близкие друзья святого с целью “поведать миру” о жизни и подвигах человека, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке.
Составление жития требовало огромных знаний, строгого соблюдения правил и композиции.
Житию свойственна неторопливость, повествование в третьем лице; иногда с отступлениями, обращениями к читателю и похвалами святому.
Житие
Причем отрицательный герой, которого автор обычно именует не иначе как “злодей”, “окаянный”, “треклятый”, служит для контраста с “богоблаженным”, “святым”, подчеркивает безупречность того, о ком идет речь.
В отличие от биографии, в житиях отсутствует движение, рост героя. Святой уже с рождения – избранник божий. И автор иллюстрирует его святость, выбирая из реальности только те факты, которые бы ее подчеркивали.
Индивидуальность человека устранялась, в повествование вводились у “злодея” – только отрицательные качества, а у святого – только положительные. И вот святой становится обобщенным воплощением добра.
Поскольку все авторы житий писали по признанному ими шаблону, жития похожи по стилю речи, и их герои схожи друг с другом поведением, разговором, реакцией на происходящее.
Автор жития как бы создавал эталон для последующих поколений, являя пример для подражания, сводя многообразие действительности к абстрактному идеалу.
- Жанр житийной литературы в ХIV – ХVI веках Жанр житийной литературы получил широкое распространение в древнерусской литературе. “Житие царевича Петра Ордынского, Ростовского (XIII век) “, ” Житие Прокопия Устюжского ” (Х IV ). Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух обширных житий – “Жития Стефана Пермского” (епископа Перми, крестившего коми и создавшего для них азбуку […]...
- Эпистолярный жанр (Жанр письма) в русской литературе Эпистолярная литература имеет многовековую историю. Сам термин происходит от греческого “Послание”. Изначально эта форма представляла собой собрание писем общественных деятелей, ученых, писателей. В них поднимались вопросы нравственного характера, проблемы действительности, социально-философские и многие другие вопросы. Самым ярким примером этого литературного жанра в 16 веке являлась переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, который бежал из России […]...
- Жанр романа Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Романы писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. Композиционным центром романов часто выступало какое-либо катастрофическое событие, нередко уголовное преступление. Жанр […]...
- “Житие протопопа Аввакума” первое автобиографическое произведение русской литературы “Житие протопопа Аввакума” – первое автобиографическое произведение русской литературы, в котором протопоп Аввакум сам рассказал о себе и своей многострадальной жизни. Говоря сочинении протопопа Аввакума, А. Н. Толстой писал: “Это были гениальные “житие” и “послания” бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске. Речь Аввакума – вся на жесте, канон […]...
- Жанр послания в лирике Александра Пушкина Послание – один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания – эпоха классицизма XVII-XVIII веков. Во Франции классические образцы послания создали Буало, Вольтер; в Германии послания писали Шиллер, Гете; в России – Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Фонвизин. Этот жанр представлен и в творчестве поэтов-сентименталистов […]...
- Рассказ как эпический жанр Рассказ – одна из малых жанровых форм эпоса. Это прозаическое произведение, в основу которого положен несложный сюжет. В рассказе речь может идти о каком-нибудь случае из жизни одного-двух героев. Главным звеном сюжета считается самый напряженный момент в развитии действия – кульминация. Кульминации обычно предшествуют несколько эпизодов, в которых действие нарастает. А начинается развитие действия с […]...
- Жанр и композиция поэмы “Мертвые души” Н. В. Гоголя По замыслу Гоголя, композиция поэмы “Мертвые души” должна была состоять из трех томов, подобно “Божественной поэме” Данте, но был реализован лишь первый том, по словам автора -“крыльцо к дому”. Это своеобразный “Ад” российской действительности. Во 2 томе, подобном “Чистилищу”, должны были появиться новые положительные герои и на примере Чичикова предполагалось показать путь очищения и воскрешения […]...
- Жанр послания в лирике Пушкина Всякая литература имеет своего адресата – это ее читатель, и поэтому в принципе каждое произведение можно условно назвать посланием. Но также существует отдельный жанр послания. В большой школьной энциклопедии литературы приводится такое определение этого жанра: “Литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам”. Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение […]...
- Жанр и композиция поэмы “Василий Теркин” А. Т. Твардовского Поэма состоит из 30 глав, каждая из которых достаточно автономна и в то же время все они тесно связаны между собой. Об особенностях такой композиции писал сам автор: “Первое, что я принял за принцип композиции и сюжета, – это стремление к известной законченности каждой отдельной части, а внутри главы – каждого периода, даже строфы. Я […]...
- ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (1 вариант) Что будет завтра, к чему я иду? Вопрос, вечно волнующий человеческий разум. Завтра наступает, а ответа нет. Будущее, как недостижимый горизонт, неизменно остается загадкой для человека. Дни складываются в годы, годы образуют века, а человеческое сознание настойчиво пытается приподнять завесу, отделяющую настоящее от будущего. Такова уж натура человека, что не хочет он шагать в неизвестность […]...
- ЛЮБИМЫЙ ЖАНР И. А. БУНИНА Несомненная писательская заслуга Буни- на, прежде всего, состоит в развитии им и до- ведении до высокого совершенства чисто рус- ского и получившего всемирное признание жанра рассказа или небольшой повести той свободной и необычайно емкой композиции, которая возникает как бы непосредственно из жизненного явления или характера и чаще всего не имеет “замкнутой” концовки, ставя- щей точку […]...
- Повесть как эпический жанр В лирических стихотворениях необходимо почувствовать их настроение, переданное автором, понять секреты их красоты. Особенностями произведений этого рода является жизнь, которая в них изображается и она имеет отличие от лирического произведения. Описание, монологи, повествование, диалоги, рассуждения, герои, которые совершают поступки, – все это элементы эпического жанра – рассказа. Во многом Повесть схожа с ним. Но в […]...
- Жанр романа (о творчестве Ф. М. Достоевского) Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы прежде всего как автор замечательных романов, ставших выдающимся явлением в истории этого жанра. Роман (бессмертное произведение)ы писателя отличались исключительно глубоким проникновением в душу человека, постижением социальной природы общества. Для его произведений характерны стремительность развития действия, необычность происшествий. Композиционным центром романов часто выступало какое-либо катастрофическое событие, нередко уголовное […]...
- Жанр и композиция “Героя нашего времени” Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет отдельное издание романа, на который живо откликнулась критика тех лет. Многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного […]...
- Жанр и композиция “Герой нашего времени” Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет отдельное издание романа, на который живо откликнулась критика тех лет. Многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного […]...
- Дневник как литературный жанр Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например. (Д. С. Лихачев) Дневник – важный и в известном смысле знаменитый атрибут школьной жизни. Но кроме обычного дневника (как, с позволения сказать, […]...
- Жанр и композиция романа “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова Уже Белинский говорил о том, что “Герой нашего времени” – целостное произведение. Впервые в русской литературе оно объединило социально-психологическую и нравственно-философскую проблематику. Для философско-психологического проникновения в природу “героя времени” и потребовался синтез повествовательных жанров: путевые записки, очерк, светская повесть, дневники, исповедь. Ни одна из этих форм, отдельно взятая, не была достаточна для объяснения противоречивой природы […]...
- Жанр романа “Дэвид Копперфилд” Ч. Диккенса В истории становления и развития английского реализма Роман Чарльза Диккенса “Дэвид Копперфилд” (1849-1850) занимает особое место. Наряду с такими знаменитыми произведениями писателя, как “Холодный дом” и “Крошка Доррит”, этот роман знаменует качественно новый этап в его творчестве, характеризующийся более глубоким проникновением Чарльза Диккенса в психологию своих героев. “Дэвид Копперфилд” – первый и единственный опыт писателя […]...
- Жанр сказки в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина Сказки Салтыкова-Щедрина – это длинная череда миниатюрных по объему картин, в которых запечетлена жизнь русского общества. Постепенно вызревая в творчестве писателя из фантастических и образных элементов его сатиры, сказки выкристаллизовались как жанр, хронологически завершивший сатирическое творчество писателя. Фольклорные заставки, а также использование множества пословиц и поговорок – усилили сказочность сатирических миниатюр Салтыкова-Щедрина. В своих сказках […]...
- Сочинение на тему: “Анализ произведения “Преподобный Сергий Радонежский” Б. К. Зайцева” Жизнеописание Сергия Радонежского было написано Борисом Зайцевым в 1925 году, когда писатель пребывал в эмиграции. Повествование о жизни очень известного и весьма почитаемого на Руси святого не могло не заинтересовать читателей, принадлежавших к различным слоям общества. Сам автор признается, что выбранная им тема не могла бы быть раскрыта в дореволюционные годы, когда жизнь текла относительно […]...
- Какой жанр “Капитанской дочки”? Вопрос кажется странным – автор отвечал на него и определенно, и категорически: исторический роман. Еще в 1830 году, размышляя об этом жанре, он писал: “В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании”. Кажется, ясно? В самом деле, разве “Капитанская дочка” не соответствует этому пушкинскому пониманию романа? Разве в ней не […]...
- Жанр поэмы “Кому на Руси жить хорошо” “Мое любимое детище”, – так писал Некрасов в своей рукописи о поэме ” Кому на Руси жить хорошо “. В дальнейшем, в одном из писем к журналисту П. Безобразову поэт сам определил жанр поэмы “Кому на Руси жить хорошо”: “Это будет эпопея современной крестьянской жизни”. И тут у современного читателя сразу же возникнет множество вопросов, […]...
- Жанр и композиция романа “Евгений Онегин” А. С. Пушкина Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа “Евгений Онегин” было создание комедии, похожей на “Горе от ума” Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По […]...
- Жанр и композиция поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова Споры о композиции произведения ведутся до сих пор, но большинство ученых пришло к выводу, что она должна быть такова: “Пролог. Часть первая”, “Крестьянка”, “Последыш”, “Пир – на весь мир”. Доводы в пользу именно такого расположения материала следующие. В первой части и главе “Крестьянка” изображен старый, отживающий мир. В “Последыше” показана гибель этого мира. В заключительной […]...
- Почему жанр произведения А. Н. Радищева “путешествие?” Сегодня на уроке литературы я познакомилась с произведением А. Н. Радищева “Путеществие из петербурга в Москву” Повесть была опубликована в мае 1790 года. автор рассказывает нам в этой повести о том, как он совершил путешествие из петербурга в Москву. Но почемуже жанр произведения А. Н. Радищева путешествие? Да просто в повести очень много рассуждений о […]...
- Идеальный образ святого в русской литературе Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу. Жития святых создавались на протяжении всего периода древнерусской литературы. Большинство […]...
- Сюжет, композиция и жанр “Мертвых душ” < p>”…Какой огромный, какой оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!” – писал о “Мертвых душах” Гоголь Жуковскому. В основе сюжета, как известно, подаренного Гоголю Пушкиным, лежит авантюра с покупкой мертвых душ – чем нелепей, анекдотичней кажется внешняя сторона, тем ярче, достовернее, типичнее предстает перед читателями картина реальной жизни. Приезд Чичикова в город не вызывает […]...
- Грамота как деловой, канцелярский жанр в древнерусской литературе Обострение социальных противоречий вызвало многочисленные восстания крестьян, холопов, посадских людей. Крупнейшим из таких восстаний стала крестьянская война, которую возглавил Иван Болотников, – первая, крестьянская война в русской истории. Польская интервенция привела к потере Смоленска и других юго-западных территорий. Шведы закрыли России выход к Балтийскому морю. Кризис социальной и государственной структуры сопровождался кризисом царской власти. Потомки […]...
- Жанр и композиция “ВАСИЛИЙ ТЕРКИН” Жанр и композиция. Поэма состоит из 30 глав, каждая из которых достаточно автономна и в то же время все они тесно связаны между собой. Об особенностях такой композиции писал сам автор: “Первое, что я принял за принцип композиции и сюжета, – это стремление к известной законченности каждой отдельной части, а внутри главы – каждого периода, […]...
- Жанр литературного портрета – Горький Культура здесь совершенно потрясающая… Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой… над переживаниями самых различных людей… А. Луначарский Существует распространенное мнение, что Роман М. Горького \”Жизнь Клима Самгина\” труден для восприятия. Это, несомненно, верно, ибо, как всякое необычайно многогранное и подлинно глубокое художественное произведение, оно не только […]...
- Жанр А. Т. Твардовский. Поэма “Василий Теркин” Жанр Традиционно жанр “Василия Теркина” принято обозначать как поэму. Такое жанровое определение вполне закономерно, поскольку это произведение соединяет в себе лирическое и эпическое начало. Однако сам автор называл “Василия Теркина” “Книгой про бойца”. Твардовский объяснил это следующим образом: “Жанровое обозначение “Книги про бойца”, на котором я остановился, не было […]...
- Сюжет, композиция и жанр романа < p>Пять повестей Лермонтова, объединенных общим названием “Герой нашего времени”, составили Роман в двух частях. Если же расположить главы романа – “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” – в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так: 1. Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани […]...
- Тематика и жанр романа “Война и мир” Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е гг. XIX в.) неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности […]...
- Какие возможности открыл жанр сказки для Салтыкова-Щедрина? В конце своего творческого пути Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки. Здесь он получил возможность использовать такой прием, как иносказание, “эзопов язык”. Это позволило писателю, под видом выдуманных историй, рассказывать о пороках современной жизни. Так, в сказках Щедрина, как и в русских народных, часто действуют животные. Однако под этими масками легко узнать людей с их недостатками […]...
- Жанр романа “Война и мир” Сам Толстой не давал конкретного определения жанра произведения. И был в этом полностью прав, потому что традиционные жанры, которые существовали до написания “Войны и мира” не могли полностью отобразить художественной структуры романа. В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары и т. д. Это позволяет характеризировать его как […]...
- Жанр песни в фольклорном стиле Значение “Руслана и Людмилы” А. С. Пушкина в борьбе литературных течений “Нельзя ни с чем сравнить восторга и негодования, возбужденных первою поэмою Пушкина”,- писал В. Г. Белинский (VII, 358). В этих словах критика правильно подмечено то резкое расхождение оценок пушкинской поэмы “Руслан и Людмила” (1820), в котором выразилась борьба двух противоположных общественно-литературных лагерей. Новаторство А. […]...
- Жанр романа “Герой нашего времени Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В “Герое нашего времени” проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма. В романтических произведениях обычно причины […]...
- Жанр баллады в творчестве Жуковского. Жуковский – новатор в области балладного жанра, создатель национальной баллады В Западной Европе к началу XIX века жанр баллады был очень популярен. Баллады писали выдающиеся авторы: в Англии и Шотландии – Уильям Блейк, Роберт Бернс, Уильям Вордсворт, Вальтер Скотт, Сэмюэль Тэйлор Кольридж, Роберт Саути и Джордж Гордон Байрон; в Германии – Иоганн Готфрид Гердер, Готфрид Август Бюргер, Иоганн Вольфганг Гете, Фридрих Шиллер, Людвиг Уланд. Во […]...
- Структура и жанр романа “В поисках утраченного времени” В сложной структуре романа “В поисках утраченного времени” нужно прежде всего выделить тот слой, который связан с образом рассказчика. “Я” доминирует в произведении Пруста; здесь изображено преимущественно то, что было опытом этого “я”, говорится о том, что чувствовал, переживал рассказчик. Только в одном случае допускается повествование не от первого лица – это “Любовь Свана”, большая […]...
- Жанр политической трагедии – “Дон Карлос, инфант Испанский” Жанр политической трагедии получил развитие в “Доне Карлосе”, над которым Шиллер работал с 1783 по 1787 г. Жанр “Дона Карлоса” сам автор определил как драматическую поэму. Это переходное произведение в его творчестве. Шиллер избирает поэтическую форму трагедии в отличие от штюрмерских трагедий, написанных прозой, при этом использует белый стих (пятистопный ямб) по образцу шекспировских трагедий […]...