«Житие протоппа Аввакума»: историческая основа, круг идей, поэтика
Церковная реформа (Никон) — приведение к единству русского церковного обряда и написаниц богослужебных книг, практиковавшимися в современной греческой церкви и не во всем совпадавшими с русской церковной практикой.
Полемическое произведение XVIII в., в котором живым разговорным языком рассказана драматическая история его автора. «Житие» представляло народно-обличительное направление публицистики. Было написано протопопом Аввакумом, в Пустозерской тюрьме в 1672-1675. Аввакум, вдохновитель движения старообрядцев, проповедует идеи
«Житие» — это первое в истории русской литературы произведение автобиографического жанра, в котором особенно ярко выразились тенденции к реализму. Описывая свою жизнь Аввакум отказывается от традиционных схем, что находит выражение в новом подходе к изображению человека, в обилии бытовых зарисовок, в пейзажных описаниях в диалогах героев, в языке произведения с его просторечием и диалектизмами. «Житие» проникнуто духом борьбы, полемичностью произведения определяются сатирические выпады Аввакума против
Выступление Аввакума объясняется стремлением уберечь православную Русь от влияния католического Запада.
Деятельность Аввакума была направлена на защиту старого, отжившего. Однако большое дарование, литературное новаторство делают творчество Аввакума выдающимся явлением в древней русской литературе.
Новаторство Аввакума сказывается прежде всего в том, что он традиционное житие с его стилистическими и тематическими шаблонами деформирует в полемически заостренную автобиографию, в повествование не о каком-то постороннем угоднике, а о самом себе. Старая русская литература да Аввакума ничего похожего не знала. Житие изобилует сообщениями о чудесных исцелениях и людей и животных, и одержимых бесами, лед расступается перед ним и он утоляет свою жажду, в воде он и его семья не тонут Так высоко возносился он в своих собственных словах, считая себя отмеченным перстом божьим и учителем верных.
Начав изложение своего «Жития» чистой церковнославянской речью, Аввакум вскоре меняет ее на живую русскую, лишь изредка вкрапливая в нее церковнославянизмы. С церковнославянскими цитатами контрастируют обильные вульгаризмы, присущие речи Аввакума. Они проявляются в бранных эпитетах, расточаемых в адрес противников.
Для оживления речи Аввакум вводит в нее поговорки, присловья, пословицы, часто рифмованные (у бабы волосы долги, а ум короток, отольются медведю коровьи слезы).
- «Житие протопопа Аввакума» первое автобиографическое произведение русской литературы «Житие протопопа Аввакума» — первое автобиографическое произведение русской литературы, в котором протопоп Аввакум сам рассказал о себе и своей многострадальной жизни. Говоря сочинении протопопа Аввакума, А. Н. Толстой писал: «Это были гениальные «житие» и «послания» бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске. Речь Аввакума — вся на жесте, канон […]...
- «Житие Протопопа Аввакума» шедевр древнерусской литературы Протопоп Аввакум был самым известным и значительным писателем в XVII веке. Да и по сегодняшний день в стиле и пафосности вряд ли найдутся равные ему таланты. Кроме того, Аввакум — главный идеолог старообрядчества, его лидер. Его литературная деятельность полностью подчинена идеологии. Жизнь писателя сложилась таким образом, что большую ее часть он провел перед лицом мученичества […]...
- Читаем «Житие Аввакума, им самим написанное» «Житие Аввакума, им самим написанное» — произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения, необходимо разобраться в той исторической ситуации, которая возникла в середине ХVII века и породила существующее до сих пор старообрядчество. «Историком» (заранее подготовленным учеником) дается справка о расколе в Русской Православной Церкви. «Постепенная утрата Церковью былого […]...
- Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное Аввакум родился в семье священника, который, однако, любил приложиться к рюмочке. А вот мать много молилась и постилась, чему научила и сына. После смерти отца мать женила сына на бедной и богомольной сироте Анастасии, которая была очень предана Аввакуму. Мать его стала монашкой и умерла в монастыре. Когда Аввакуму исполнился двадцать один год, он был […]...
- Краткое изложение Житие протопопа Аввакума им самим написанное Аввакум Житие протопопа Аввакума им самим написанное Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили […]...
- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное — Аввакум Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Родился Аввакум в Нижегородской земле. […]...
- Житие протопопа Аввакума им самим написанное краткое содержание Аввакум Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Родился Аввакум в Нижегородской […]...
- Краткое содержание «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» Аввакум Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Родился Аввакум в Нижегородской земле. […]...
- Краткое содержание «Жития протопопа Аввакума» Аввакума Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Родился Аввакум в Нижегородской земле. […]...
- Урок-размышление по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному» Оформление урока. Библия, отрывки из «Жития…», репродукция картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Эпиграф: Печальник земли русской и собиратель ее единого духа (В. Распутин). Словарная работа: национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство, стержень. (Слова с толкованием записаны на доске, по мере необходимости учащиеся сами обращаются к ним.) Ход урока Чтение учащимися эпиграфа. […]...
- Историческая основа и значение «Слова о полку Игореве» «Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу…» А. С. Пушкин В 1812 году это событие в буре войны и разорения прошло незамеченным, но впоследствии вызвало немало споров. Речь идет о том, что сгорел оригинал «Слова о полку Игореве», который нашел в конце XVIII века А. М. Мусин-Пушкин. С тех пор идут споры о подлинности […]...
- Франко. «Захар Беркут». Историческая основа произведения Редакция журнала «Заря» в 1882 году объявила большой конкурс на лучшее историческое произведение. И. Франко решил принять участие, а в 1883 г. повесть «Захар Беркут» была уже опубликована в журнале. Повесть была написана в 1882 году после второго ареста И. Франко — заключения в коломыйской тюрьме. На протяжении шести недель в родном селе Нагуевичах Иван […]...
- Историческая основа и образы-персонажей поэмы Т. Шевченко «Еретик» Историческая основа поэмы «Еретик». Поэма «Еретик» имеет еще и другое название — «Иван (Ян) Гус». Именно так называл ее сам поэт в письмах к Пантелеймону Кулишу. События, описанные в произведении, происходят в XIV — XV столетии, в Чехии, когда чешские крестьяне и ремесленники восстали против немецкого дворянства и императора, которого поддерживал Ватикан. Ян Гус — […]...
- Историческая основа «Слова о полку Игореве» «Слово…» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом. Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству. […]...
- Историческая основа «Слово о полку Игореве» В основе сюжета «Слова о полку Игореве» легли реальные Исторические факты, подтверждающиеся известными летописям. Вторая половина XII в. — время обостренного соперничества русских князей. С наступлением смуты — раздробленности русских земель, удельные правители стали использовать в междоусобной борьбе половцев — кочевые тюркские племена, появившиеся на юго-восточных границах Руси в начале ХІ в. Главный герой » […]...
- Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1) В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя. Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания. А в 1833 году он даже предпринял поездку […]...
- Историческая основа и художественный вымысел в романе Льва Толстого «Война и мир» Роман-эпопея «Война и мир» — это действительно монументальное произведение. До сих пор критики и литературоведы удивляются гению Толстого, которому удалось в рамках одного романа показать широчайшую панораму жизни всей страны, всего общества. Целью автора было изображение жизни русского народа в начале XIX в., когда Россия стояла на грани катастрофы, и только единство и сплоченность русских […]...
- В. Барка «Желтый князь»: Историческая основа романа Историческая основа романа, как автор ее раскрывает и объясняет? Сталинские события голодомора в Украине оставили глубокий след в душе В. Барки, который сам его тяжело пережил, а потом наблюдал на Кубани в 1933-1934 годах. В его руки попала и тетрадь записей о трагедии семьи Катранников, что обеспечило достоверность страшных картин искусственного голодомора в Украине, автор […]...
- Историческая и фольклорная основа романа «Маруся Чурай» Неоднозначны и противоречивы мысли относительно первоисточников художественной истории Маруси Чурай. В подавляющем большинстве современная критика придерживается мысли о фольклорном происхождении образа сочинительницы песен. Так, Ильницкий делает замечание, что Лина Костенко «отталкивается от легенды», поскольку о Марусе Чурай «не осталось ни одного документального свидетельства». Такой же мысли об основе исторического романа и В. Брюховецкий. В летописи […]...
- Историческая основа и романтический миф поэмы Байрона «Мазепа» В творческом заделе Байрона не только поэзии. Он известный миру и как автор поэм «Шильонский узник», «Гяур», «Корсар», «Лара», драматических произведений «Манфред», «Каин», романа в стихах «Дон Жуан» и др. Мировое признание молодому автору принесла его поэма «Паломничество Чайльда Гарольда», герой которой, разочаровавшись в сладких мечтах юности, убегает от общества в далекие экзотические края, где […]...
- Историческая основа повести Ивана Франко «Захар Беркут» Иван Франко в своей исторической повести «Захар Беркут» обратился к событиям древности. Он приоткрыл завесу над далеким прошлым, оживил его, наполнил оптимистичным звучанием. О событиях, описанных И. Франко, сохранилось мало документальных данных. Известно, что во время похода 1241 года орда проходила через местности, описанные в произведении, но в летописях. нет ни одного упоминания о гибели […]...
- Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (2) А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть «Капитанская дочка», написанная на исторической основе. Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую […]...
- Сочинение на тему Александр Невский — Житие и образ Александра Невского Образ Александра — это сочетание лучших человеческих качеств для воинов прошлых времен. Автор произведения характеризует его как храброго, мудрого, сильного человека, и при всем этом очень красивого. Он был отличным правителем, который любил свою державу и защищал ее от всяческих посягательств чужеземных врагов. Автор в ходе произведения восхищается Александром и его «мужами» за их храбрость […]...
- «Поэтика поперечного разреза» и «поэтика экспрессивной формы» в «Улиссе» «Поэтика поперечного разреза». Замещение поэтики фабулы поэтикой поперечного разреза — принцип нонселекции (отказ от отбора фактов). Полное приятие незначимых актов повседевной жизни, которые ни к чему не ведут. Если в романе с фабулой все для чего-то нужно, А вводится, для того чтобы потом появилась В. Здесь все просто так. Берется один день жизни и срезается […]...
- Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России ЖИТИЕ НИКОЛАЯ МИРЛИКЙЙСКОГО. Этот памятник переводной литературы получил необычайно широкое распространение в древнерусской письменности начиная с XII в. Святой Николай (Николай Чудотворец, Николай Угодник, Никола) — один из самых почитаемых на Руси святых. Его считали покровителем русского народа, в иконописи и храмовой живописи Николая Мирликийского нередко изображали по левую руку от Христа (по правую руку […]...
- Комментарии к сюжету «Житие великого грешника» Достоевского Чрезвычайно сходно и отношение умиленно «сентиментальное» ко всему миру и к «красе мира» Макара и у Зосимы. Не забудем, что Макар пророчествовал об Аркадии, что он должен будет пострадать ради православной церкви. Макар Долгоруков — первый печатный опыт христианина-учителя, типа народно-православного. В его речах отразились не только Инок Парфений, но и «духовные стихи» и Жития. […]...
- ЖИТИЕ ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ В числе житий XVII в., отступающих от установившегося шаблона и стремящихся к заполнению изложения реальными биографическими фактами, наиболее значительное место принадлежит житию Юлиании Лазаревской (умерла в 1604 г.), написанному в 20-30-х годах XVII в. ее сыном, муромским городовым дворянином из детей боярских Калистратом Осорьиным. Это не столько житие, сколько повесть, даже своего рода семейная хроника, […]...
- Поэтика художественного произведения, фигуры речи Структура художественного произведения Поэтика художественного произведения, фигуры речи Пафос ( От греческого pathos — страдание, воодушевление, страсть) — В. Г. Белинский рассматривал пафос как «идею — страсть», которую поэт «созерцает не разумом, не рассудком, не чувством, но всею полнотой и целостью своего нравственного бытия». Другими словами, это эмоциональная направленность произведения (трагический, героический пафос, сатирический пафос […]...
- Житие преподобного Варлаама Хутынского ЖИТИЕ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО. Варлаам Хутынский, в миру Алексеи Михалевич (ум. 1194), основал Хутынский монастырь в 10 км севернее Новгорода, на правом берегу Волхова. В Новгороде и Хутынском монастыре бытовало много легендарных преданий, связанных с его именем. Все они вошли в его Ж., литературная история которого охватывает период времени с XIII по XVIII в. включительно. В […]...
- Повести временных лет: Житие Бориса и Глеба ЖИТИЯ БОРИСА И ГЛЕБА. Борис и Глеб — одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью, младшие сыновья Владимира Святославича. Вскоре после смерти их отца в 1015 г. они оба были убиты своим старшим братом Святополком. Борис погиб на р. Альте 24 июля, а Глеб 5 сентября близ Смоленска. В результате четырехлетней войны Святополк был […]...
- Аввакум биография Аввакум Петров (протопоп Аввакум), писатель, один из основателей русского старообрядчества, родился в 1620 г., в селе Григорово Нижегородского уезда в семье священника. Отец умер, когда Аввакуму исполнилось 16 лет. Мать оказала большое влияние на его нравственно-религиозное развитие. В 1638 г. Аввакум обзавелся женой и поселился в селе Лопащцы, где был рукоположен в диаконы, а в […]...
- Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру в Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не разрешали никому открыто исповедовать веру Христову. Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе […]...
- Поэтика и стилистика «Божественной комедии» Поэтика «Божественной комедии» имеет приметы реализма: пластичность персонажей, скульптурный контур портрета. Иногда Данте даже использует другой язык: его прованские трубадуры разговаривают на прованском языке, жители итальянской провинции употребляют в речи диалектизмы, а святые в Раю — латинские слова, латынь используется и в латинских песнопениях. Но в этой разнообразной языковой палитре Данте имеет меру. Его Вергилий […]...
- Борьба идей в русской литературе в 18 веке Постепенно в русском обществе того времени складываются два враждующих между собой лагеря, борьба между которыми и определила всю общественную и культурную жизнь России первых десятилетий XIX в. Свободолюбивая молодежь сразу же столкнулась с реакционными защитниками феодальных порядков. Декабрист Якушкин в своих записках так говорит об этом времени: «В 14 году существование молодежи в Петербурге было […]...
- Борьба идей вокруг русской литературы Задолго до того как русская литература получила громкий резонанс за рубежом, крупные иностранные писатели, знакомые с нею главным образом по книгам Тургенева, стали обращать внимание на ее острые социальные мотивы. Флобер, высоко ценивший в Тургеневе прежде всего своеобразие и топкость художественной манеры, в письмо к нему от 16 марта 1863 года особо похвалил его за […]...
- Житие Матрены Тимофеевны по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Поэма «Кому на Руси жить хорошо», начатая в тысяча восемьсот шестьдесят третьем году, писалась в течении нескольких лет, вплоть до тысяча восемьсот семьдесят седьмого года, хотя она так и осталась незаконченной. Чтобы написать такое произведение, Некрасов начал изучать русское народное творчество, крестьянскую жизнь. Таким образом автор готовился к великому литературному подвигу — к созданию монументальной […]...
- Романические циклы «Атеизм» и » Житие великого грешника» Достоевского В данной работе мы ограничимся лишь кратким экскурсом, отметив, что, безусловно, задумав романические циклы «Атеизм» и » Житие великого грешника», из которых впоследствии складывается общий замысел «Братьев Карамазовых», Достоевский не мог не обратиться в разрешении вечных вопросов к опыту основополагающей книги христианского мировоззрения — к Библии. Концепция понимания человека и его жизни в романе суть […]...
- Круг интересов Обломова Роман «Обломов» написан Иваном Александровичем Гончаровым в 1858 году. Главным героем этого произведения является Илья Ильич Обломов. Прочитав роман, мы видим, какое влияние имеют крепостнические нравы на человека. Круг интересов Обломова практически отсутствует, его жизнь ограничена пределами одной комнаты. В основном, главный герой романа спит или лежит в постели. Но произведение читается с большим интересом, […]...
- Поэтика русской литературы Книга Ю. В. Манна — не обычный учебник. По признанию автора, в ней нет многих привычных для этого жанра вещей: «специально не рассматриваются биография и творческий путь каждого из писателей, не разбираются последовательно все значительные и менее значительные их произведения. Не освещаются взаимоотношения писателей друг с другом — их личные встречи, знакомства, литературная полемика и […]...
- Основные жанры древнерусской литературы: летопись, житие, слово Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, «вечность» феодальных отношений, […]...