«Житие протопопа Аввакума» первое автобиографическое произведение русской литературы
«Житие протопопа Аввакума» — первое автобиографическое произведение русской литературы, в котором протопоп Аввакум сам рассказал о себе и своей многострадальной жизни. Говоря сочинении протопопа Аввакума, А. Н. Толстой писал: «Это были гениальные «житие» и «послания» бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске.
Речь Аввакума — вся на жесте, канон разрушен вдребезги, вы физически ощущаете присутствие рассказчика, его жесты, его голос».
Очень важен для жанра монашеского жития момент чуда, откровения (способность к учению — божий дар). Именно чудо вносит движение и развитие в биографию святого. Жанр жития постепенно претерпевает изменения.
Авторы отходят от канонов, впуская в литературу дыхание жизни, решаются на литературный вымысел(«Жития Михаила Клопского»), говорят на простом «мужицком» языке («Житие протопопа Аввакума»).
Древнерусская литература развивалась, складывалась вместе с ростом общей образованности общества. Древнерусские авторы донесли до современных читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.
- «Житие Протопопа Аввакума» шедевр древнерусской литературы Протопоп Аввакум был самым известным и значительным писателем в XVII веке. Да и по сегодняшний день в стиле и пафосности вряд ли найдутся равные ему таланты. Кроме того, Аввакум — главный идеолог старообрядчества, его лидер. Его литературная деятельность полностью подчинена идеологии. Жизнь писателя сложилась таким образом, что большую ее часть он провел перед лицом мученичества […]...
- Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное Аввакум родился в семье священника, который, однако, любил приложиться к рюмочке. А вот мать много молилась и постилась, чему научила и сына. После смерти отца мать женила сына на бедной и богомольной сироте Анастасии, которая была очень предана Аввакуму. Мать его стала монашкой и умерла в монастыре. Когда Аввакуму исполнился двадцать один год, он был […]...
- Краткое изложение Житие протопопа Аввакума им самим написанное Аввакум Житие протопопа Аввакума им самим написанное Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили […]...
- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное — Аввакум Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Родился Аввакум в Нижегородской земле. […]...
- Житие протопопа Аввакума им самим написанное краткое содержание Аввакум Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Родился Аввакум в Нижегородской […]...
- Краткое содержание «Житие протопопа Аввакума им самим написанное» Аввакум Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Родился Аввакум в Нижегородской земле. […]...
- Краткое содержание «Жития протопопа Аввакума» Аввакума Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение — знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Родился Аввакум в Нижегородской земле. […]...
- Читаем «Житие Аввакума, им самим написанное» «Житие Аввакума, им самим написанное» — произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения, необходимо разобраться в той исторической ситуации, которая возникла в середине ХVII века и породила существующее до сих пор старообрядчество. «Историком» (заранее подготовленным учеником) дается справка о расколе в Русской Православной Церкви. «Постепенная утрата Церковью былого […]...
- Урок-размышление по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанному» Оформление урока. Библия, отрывки из «Жития…», репродукция картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Эпиграф: Печальник земли русской и собиратель ее единого духа (В. Распутин). Словарная работа: национальный характер, семейный быт, сила духа, фанатизм, личность, новаторство, стержень. (Слова с толкованием записаны на доске, по мере необходимости учащиеся сами обращаются к ним.) Ход урока Чтение учащимися эпиграфа. […]...
- «Слово о полку Игореве» — первое художественное произведение русской литературы Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты, пусть даже история их происхождения теряется в веках. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской литературы. «Слово» по праву называют уникальным произведением. Эта уникальность заключается, прежде всего, в сочетании исторической правды с высокой художественной образностью. Уникальность «Слова» и в […]...
- Основные жанры древнерусской литературы: летопись, житие, слово Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, «вечность» феодальных отношений, […]...
- Сочинение на тему: Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Первое классическое произведение русской драматургии. Часть 2 Но «по отцу и сыну честь». Эти слова в комедии произносит сам Фамусов, а между тем его поиски счастья характеризуются словами, вложенными автором в уста служанки Лизы: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Многие крылатые выражения сложно понять без контекста, зато их можно употребить во множестве случаев. Помним ли мы, […]...
- Сочинение на тему: Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Первое классическое произведение русской драматургии. Часть 1 А. С. ГРИБОЕДОВА — ПЕРВОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ Давайте задумаемся, что отличает классическое литературное произведение от других, так и не ставших классикой. Вот, казалось бы, самый простой ответ: классика — это литература, которую люди помнят веками. Однако почему же одни произведения оказались забыты после смерти автора (а то и при его жизни), а другие […]...
- Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России ЖИТИЕ НИКОЛАЯ МИРЛИКЙЙСКОГО. Этот памятник переводной литературы получил необычайно широкое распространение в древнерусской письменности начиная с XII в. Святой Николай (Николай Чудотворец, Николай Угодник, Никола) — один из самых почитаемых на Руси святых. Его считали покровителем русского народа, в иконописи и храмовой живописи Николая Мирликийского нередко изображали по левую руку от Христа (по правую руку […]...
- Сочинение на тему: Первoe художественное ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Великие произведения литературы никогда не утрачивают своей свежести и красоты, пусть даже история их происхождения теряется в веках. Одним из таких произведений является «Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской литературы. «Слово» по праву называют уникальным произведением. Эта уникальность заключается, прежде всего, в сочетании исторической правды с высокой художественной образностью. Уникальность […]...
- Житийный жанр Житийный жанр занимает особое место в русской литературе. Жития — это жизнеописания людей, причисленных к лику святых. Как правило, жития писали близкие друзья святого с целью «поведать миру» о жизни и подвигах человека, прославить его память, сохранить для потомства воспоминание о необыкновенном человеке. Составление жития требовало огромных знаний, строгого соблюдения правил и композиции. Житию свойственна […]...
- Сочинение Уроки древнерусской литературы Пожалуй ни для одного человека в мире ни секрет, что в основу современного, нового искусства вложена именно древнерусская литература. Понять это можно довольно легко по некоторым признакам, которые характерны именно ей, например таким как: в отличие от народного фольклора, в данных произведениях заранее известен и знаком автор, кстати их может быть несколько, это вполне логично […]...
- Рецензия на произведение современной русской литературы. ( По роману А. Рыбакова «Дети Арбата») Все началось с детей Николая. Что бормотали они, умирая В страшном подвале? Все те же слова, Что и несчастные дети Арбата. Время всеядно. Судьба виновата, Не за что — а воздается сполна. С. Куняев Я хочу дать рецензию на книгу Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», которая является моим любимым произведением современной русской литературы. Она писалась в […]...
- Рецензия на произведение современной русской литературы. («Роковые яйца» Булгакова) Книга — величайшее изобретение человечества. Наш век, Век техники, у нее появился серьезный конкурент — телевидение, но большинство людей по-прежнему предпочитают книгу. С появлением книги появилась и критика. Если сначала она выражалась лишь в разговорах, то с развитием техники она облачилась в печатный вид. С развитием печати критика стала доходить до большинства читателей, тем самым […]...
- Переводной агиографический памятник русской литературы ЖИТИЕ АЛЕКСЕЯ (АЛЕКСИЯ), ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ — переводной агиографический памятник, с XII в. получивший широкое распространение в русской, украинской и белорусской книжности и фольклоре. Ж. посвящено христианскому подвижнику Алексею. Сказания о нем известны всем христианским летературам; греческая версия Ж. известна в списках Х — XII вв., с нее и осуществлен славянский перевод. События, о которых повествуется […]...
- Первое художественное произведение Крылова Первым его художественным произведением, написанным еще в Твери, была басня, «переведенная» им из Лафонтена. Фактически же — сочиненная заново. С баснями Лафонтена юный стихотворец познакомился скорее всего па уроках французского языка, но что побудило его к самостоятельному творчеству? Возможно, что пример самого французского баснописца, а может быть, переводы лафонтеновских басен Сумароковым. Впрочем, есть и третий […]...
- Ценность памятников древнерусской литературы и в чем она заключается Я считаю, что ценности пямятникам древнерусской литературы нет предела. Потому что именно благодаря жанровому разнообразию древнерусской литературы мы знаем об эпохе того или иного времени. К примеру летописи. Самой известной из них является «Повесть временных лет». В них летописец излагал все то, что происходило в стране, кто правил и как жил народ. В повестях же, […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
- В чем заключается особенность русской литературы? В чем заключается особенность русской литературы? Вот вопрос, над которым задумываются П. Вайль и А. Генис. Размышления о роли литературы в истории нашего Отечества, авторы приводят слова Е. Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт». И это, по мнению эссеистов, касается и писателей. С восхищением авторы говорят о таких великих классиках, как […]...
- ЖИТИЕ ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ В числе житий XVII в., отступающих от установившегося шаблона и стремящихся к заполнению изложения реальными биографическими фактами, наиболее значительное место принадлежит житию Юлиании Лазаревской (умерла в 1604 г.), написанному в 20-30-х годах XVII в. ее сыном, муромским городовым дворянином из детей боярских Калистратом Осорьиным. Это не столько житие, сколько повесть, даже своего рода семейная хроника, […]...
- Житие преподобного Варлаама Хутынского ЖИТИЕ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО. Варлаам Хутынский, в миру Алексеи Михалевич (ум. 1194), основал Хутынский монастырь в 10 км севернее Новгорода, на правом берегу Волхова. В Новгороде и Хутынском монастыре бытовало много легендарных преданий, связанных с его именем. Все они вошли в его Ж., литературная история которого охватывает период времени с XIII по XVIII в. включительно. В […]...
- «Бедная Лиза» — «Первое национальное произведение» (по повести Н. М. Карамзина) Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрыты художественные возможности сентиментализма. Чувствительность — так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, […]...
- Жанры средневековой русской литературы Жанры средневековой русской литературы были тесно связаны с их употреблением в быту — светском и церковном. В этом их отличие от жанров новой литературы. В средние века все искусства, и в их числе литература, носили «прикладной» характер. Богослужение требовало определенных жанров, предназначенных для определенных же моментов церковной службы. Некоторые жанры имели свое назначение в сложном […]...
- Идеальный образ святого в русской литературе Житие — это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала — святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития — простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу. Жития святых создавались на протяжении всего периода древнерусской литературы. Большинство […]...
- Совмещение старого и нового в русской литературе XVII века Русской литературе XVII в. принадлежит заметная роль в развитии нашей отечественной литературы. Она является тем звеном, которое соединяет средневековую словесность с искусством нового времени. Совмещение старого и нового, традиционного и преодолевающего традиции наблюдается и в тематике произведений, и в миросозерцании писателей, и в литературных формах. По-прежнему важное место занимает героика: тема защиты отечества звучит в […]...
- Значение «Слова о полку Игореве». Традиции русской литературы ПЛАН В чем заключается непреходящее значение памятника? Какие традиции русской литературы берут свое начало от «Слова…»? Почему не прекращается поток переводов «Слова…»? «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» (В. Г. Белинский). Гениальнейшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — было написано в XII веке и, пройдя […]...
- Язык духовной русской литературы Древнерусскую литературу увлекает и вдохновляет познание действительности, современной писателям, хотя и ушедшей в прошлое, но продолжающей волновать умы, объясняющей явления современности. Это познание в Древней Руси отличала чрезвычайная щепетильность к отдельным историческим фактам, стремление точно следовать внешним данным, хотя и без настоящего воспроизведения внутренней сущности этих фактов. Если в древнерусских произведениях и встречаются вымышленные лица, […]...
- Первое произведение по истории древней Руси (Литература XI-XII веков) «Начальная русская летопись» (Летописи называют жителей Древней Руси русскими, но надо помнить, что эти «русские» или «русичи» IX-XIII веков были общими предками украинцев, великорусов и белорусов. Киевская Русь, охватившая пространство от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Волги на востоке, была общей прародиной трех братских народов.) — […]...
- Некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Подведем некоторые итоги развития русской литературы в первой половине XIII века Благодаря переписке с болгарских оригиналов и непосредственным переводам с греческого и других языков Русь восприняла многие из жанров византийской литературы (или, правильнее сказать, общеславянской литературы-посредницы), восприняла при этом в лучших, классических образцах. Русь узнала библейские и богослужебные книги, патристику, в обеих ее формах — […]...
- Образ идеального правителя в произведениях русской литературы 1. Святослав, князь Киевский. 2. Феврония, княгиня Муромская. 3. Александр Невский. 4. Царевна Фелица. Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям их прямое благо. Д. И. Фонвизин Во все времена людям было свойственно надеяться на то, что мудрый и справедливый правитель (князь, царь, барин) сумеет решить их насущные проблемы. В древности во многих […]...
- «Житие Петра и Февронии Муромских»:от горизонтов читательских ожиданий к произведению П Редлагаемая статья посвящена произведению, прочно вошедшему в школьные программы, но весьма трудному для учеников — «Житию Петра и Февронии Муромских» (1540-1560-е гг.) Ермолая-Еразма. Петербургские учителя делятся своим опытом изучения этой древнерусской житийной повести. Авторы призывают учитывать взаимосвязь горизонтов читательского ожидания (с точки зрения авторов статьи, весьма перспективное для теории методики понятие) и горизонтов ожидания, […]...
- Комментарии к сюжету «Житие великого грешника» Достоевского Чрезвычайно сходно и отношение умиленно «сентиментальное» ко всему миру и к «красе мира» Макара и у Зосимы. Не забудем, что Макар пророчествовал об Аркадии, что он должен будет пострадать ради православной церкви. Макар Долгоруков — первый печатный опыт христианина-учителя, типа народно-православного. В его речах отразились не только Инок Парфений, но и «духовные стихи» и Жития. […]...
- Комедия Грибоедова «Горе отума» — знаковое произведение в истории русской литературе Ее темы, образы, стилистика и язык оказали влияние на всю будущую словесность. Но каков же ее жанр? Художественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понято не сразу. Пушкин назвал ее «бурей в стакане воды», а к Чацкому отнесся критически. Но особых споров комедия не вызывала и была воспринята всеми правильно. Те, кто разделял взгляды Грибоедова, […]...
- Значение комедии «Горя от ума» для русской литературы Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Поворот к реализму был связан с обращением передовых кругов русского общества к потребностям национальной жизни, к действительному положению народа. Все углубляющееся обострение классовых противоречий в стране, где открыто царила диктатура помещиков-крепостников, усиление крепостного гнета и рост антикрепостнических настроений в народе явились той социальной почвой, на […]...
- Жанр житийной литературы в ХIV — ХVI веках Жанр житийной литературы получил широкое распространение в древнерусской литературе. «Житие царевича Петра Ордынского, Ростовского (XIII век) «, » Житие Прокопия Устюжского » (Х IV ). Епифаний Премудрый (умер в 1420 г.) вошел в историю литературы прежде всего как автор двух обширных житий — «Жития Стефана Пермского» (епископа Перми, крестившего коми и создавшего для них азбуку […]...