“Житие Петра и Февронии Муромских”:от горизонтов читательских ожиданий к произведению
П Редлагаемая статья посвящена произведению, прочно вошедшему в школьные программы, но весьма трудному для учеников – “Житию Петра и Февронии Муромских” (1540-1560-е гг.) Ермолая-Еразма. Петербургские учителя делятся своим опытом изучения этой древнерусской житийной повести. Авторы призывают учитывать взаимосвязь горизонтов читательского ожидания (с точки зрения авторов статьи, весьма перспективное для теории методики понятие) и горизонтов ожидания, заданных текстом, предопределяющих его понимание.
Именно на стыке этих горизонтов
Статья печатается с продолжением.
Литература является системообразующим ядром русской культуры и важнейшим средством самопознания народа, а законы развития литературы в известной степени отражают и повторяют законы развития самой культуры. Понимание этих законов обеспечивает свободное и осмысленное существование человека в мире.
“Культура представляет собой коллективный интеллект и коллективную память, то есть надындивидуальный механизм хранения и передачи некоторых сообщений (текстов) и выработки новых. В этом смысле пространство
- Сравнительная характеристика Петра и Февронии Муромских (в таблице) Петр Феврония Социальный статус (положение) до замужества Младший брат князя Петра, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен к жене которого стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив “Агриков меч”, Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились […]...
- Повести о Петре и Февронии Муромских характеристика князя Петра Характеристика князя Петра. Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти. При том Петр не потакал ей, […]...
- Повести о Петре и Февронии Муромских характеристика образа Февронии Характеристика Февронии. Героиня повести -1 дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась “тихим” делом — ткала полотно, […]...
- Анализ Повести о Петре и Февронии Муромских (*Общие критические статьи) Ближе всего к проблеме создания характера подошел в русской литературе 16 века автор повести о Петре и Февронии Муромских. Это – житийная повесть; формально она должна быть отнесена не к беллетристическим жанрам, а к “полезной”, имеющей “деловое” (ритуальное) назначение письменности. Но “Повесть о Петре и Февронии” – весьма необычное житие. Здесь совсем отсутствует традиционная телеологическая […]...
- Сочинение на тему: “Повесть о Петре и Февронии Муромских” “Повесть о Петре и Февронии Муромских” – это произведение житийного жанра. Жития святых – это описания жизни духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Современное и древнерусское значения слова “повесть” различны между собой. В Древней Руси это не жанровое определение произведения: “повесть” означает “повествование”. Жанр “Повести о Петре и Февронии Муромских” – житие. В середине […]...
- Сочинение по Повести о Петре и Февронии Муромских анализ В России очень много святых, чьи имена известны пожалуй не только в нашей стране. Не станут исключением и знаменитые русские святые Петр и Феврония Муромские. Эти святые уже много лет по праву считаются покровителями семейного очага, семьи и влюбленных. Их уважали и уважают в наши дни, о них сказано не мало поверий, сказаний и повестей. […]...
- Повесть о Петре и Февронии Муромских Некогда правил городом Муромом князь Павел. К жене его прилетал посланный дьяволом змей и терзал ее, причем всем, кроме нее, он являлся в облике самого князя. Только несчастная женщина видела отвратительного змея. Она обо всем рассказала мужу и попросила помощи. Тот попросил жену выведать, от чего змею может смерть прийти. Ухмыльнулся змей: “От Агрикова меча […]...
- Краткое изложение “Повести о Петре и Февронии Муромских” Народный обряд очередной этап своего становления переживал в 1-й половине XVI в., что нашло отражение в созданной в это время “Повести о Петре и Февронии Муромских”. Сюжет “Повести” и многочисленных устных рассказов очень прост: в них говорится о болезни князя Петра, о том, что вылечить его смогла только крестьянская девушка Феврония, и о последовавшем затем […]...
- “Повесть о Петре и Февронии Муромских” краткое содержание В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что […]...
- Герои и повествователь в “Повести о Петре и Февронии Муромских” Легенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, имеют много общего с западноевропейскими сюжетами. Произведение отличается высокой художественностью и поэтичностью. В повести нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев. Целый ряд моментов “Повести о Петре и Февронии” роднит ее с разными типами народной волшебной сказки. Это и близость героини к миру природы, и ее […]...
- Герои древнерусской “Повести о Петре и Февронии Муромских” О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива – о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков “Повесть” именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета. Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о […]...
- Главные герои повести О Петре и Февронии Муромских Повесть о Петре и Февронии Муромских, пожалуй, можно назвать повестью о настоящей и светлой любви, которую каждый старается найти в своей жизни. Главная героиня, сама Феврония, предстает перед читателями мудрой, честной, справедливой и красивой молодой девушкой, которую уважают окружающие за ее чуткий и покладистый характер. В ходе повести она показывает себя как верная, заботливая и […]...
- Написать сочинение на тему: нравственные заветы повести о петре и февронии муромских Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.Владимир Мономах был одним из самых выдающихся деятелей Киевской Руси. При всех своих способностях и умениях он обладал еще и литературным […]...
- Характеристика героев повести о петре и февронии муромских перт -. Феврония- Феврония: Образ “мудрой девы” Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника (“древолазца”) из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она – верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским […]...
- Отношение к героям повести “О Петре и Февронии Муромских” (*Общие критические статьи) Повесть о Петре и Февронии Муромских – это повесть о любящей паре двух святых князей. Святыми они стали благодаря своей мудрости, благим деяниям и праведному образу жизни. Петр победил злобного змея, спас жену своего брата. Не предал жену, когда против нее настроились все бояре. И не повелся на обычай, что нельзя князьям на не родных […]...
- Краткое содержание Повести о Петре и Февронии Муромских (*Общие критические статьи) Существует замечательная муромская “Повесть о Петре и Февронии”. Ее герои – исторические лица, которые княжили в городе Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. В этой популярной в свое время повести историчны только имена. Жили два брата – Петр и Павел. Павел правил своим городом, а Петр – своим уделом. Как-то, когда […]...
- Сергей Бирюков: “Поэзия – это нарушение ожиданий” – Сергей Евгеньевич! Это интервью будет опубликовано в номере, посвященном проблемам изучения поэзии в школе, в том числе – современной поэзии. Соответственно вопрос: какие проблемы здесь Вам представляются самыми важными? – Насколько могу судить, современная поэзия в школе не особенно присутствует. Но это проблема не школы, а многих составляющих. Возьмем только одну: подготовку учителей. Наверняка, […]...
- Выяснение читательских впечатлений учащихся о “Герое нашего времени” Выяснение первоначальных впечатлений может происходить и в устной беседе (но тогда нельзя охватить всех учащихся) и письменно. В любом случае полезно сосредоточить внимание на нескольких, главных вопросах, например: Какая повесть произвела на вас наибольшее впечатление? Чем вы это объясняете? Каково ваше отношение к Печорину? Одинаково ли это отношение на протяжении всего романа или меняется? (Покажите, […]...
- В каких лирических произведениях звучит тема обманутых ожиданий в любви? Подумайте, в каких лирических произведениях звучит тема обманутых ожиданий в любви ? Обоснуйте свой выбор и сопоставление. Тема, близкая стихотворению М.Ю. Лермонтова “Нищий”, звучит в стихотворении А.А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе” и в стихотворении В.В. Маяковского “Лиличка!”. В основе каждого из сюжетов этих стихов – тема расставания с любовью. Герой всей душой […]...
- Крах надежд и ожиданий главной героини пьесы Островского “Бесприданница” В своей пьесе Островский раскрывает всю систему отношений, складывающихся между обществом и женщиной. За внешним лоском и погоней за деньгами сильные мира сего стали забывать о простых человеческих чувствах. Женщина для них превращается из нежного, любящего существа в предмет циничного торга, с ней обращаются как с вещью. Жертвой этого бездушного, безразличного общества становится Лариса – […]...
- Романические циклы “Атеизм” и ” Житие великого грешника” Достоевского В данной работе мы ограничимся лишь кратким экскурсом, отметив, что, безусловно, задумав романические циклы “Атеизм” и ” Житие великого грешника”, из которых впоследствии складывается общий замысел “Братьев Карамазовых”, Достоевский не мог не обратиться в разрешении вечных вопросов к опыту основополагающей книги христианского мировоззрения – к Библии. Концепция понимания человека и его жизни в романе суть […]...
- Повести временных лет: Житие Бориса и Глеба ЖИТИЯ БОРИСА И ГЛЕБА. Борис и Глеб – одни из первых святых, канонизированных русской православной церковью, младшие сыновья Владимира Святославича. Вскоре после смерти их отца в 1015 г. они оба были убиты своим старшим братом Святополком. Борис погиб на р. Альте 24 июля, а Глеб 5 сентября близ Смоленска. В результате четырехлетней войны Святополк был […]...
- Житие Сергия Радонежского Сергий Радонежский жил в четырнадцатом веке и принадлежал к чину святых монахов. Родители его – Кирилл и Мария – были весьма благочестивы. Еще до рождения Сергия произошло невиданное чудо: во время церковной литургии младенец трижды закричал из чрева матери. Мария решила посвятить новорожденного Богу. При крещении младенцу дали имя Варфоломей. И уже во младенчестве продолжились […]...
- Житие преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии Дамаске. Родители его были знамениты древностью рода и христианским благочестием. Покрываемые Промыслом Божиим, они сохраняли пламенную веру в Христа, хотя мусульмане, завоевавшие ту страну, не разрешали никому открыто исповедовать веру Христову. Его отец, Сергий Мансур, был главным логофетом (распорядителем казны и сборщиком податей) при дворе […]...
- О чеи повесть о петре и февронии Краткое содержание: В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал […]...
- “Житие Сергия Радонежского” в кратком содержании Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благочестивыми. Его отца звали Кириллом, а мать – Марией. Удивительное чудо свершилось еще до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения неродившийся ребенок трижды […]...
- Повесть О Петре И Февронии (окончание) Между тем Петр, вернувшись в Муром, опять разболелся: от оставленного не смазанным струпа стали разрастаться новые струпья и мало-помалу покрыли все тело князя. Он опять отправляется к Февронии и вновь просит излечить его. Феврония, “нимало гневу подержав”, сказала княжеским слугам: “Аще будет ми супружник, да будет уврачеван”. Петр на этот раз клятвенно подтвердил свое обещание […]...
- Комментарии к сюжету “Житие великого грешника” Достоевского Чрезвычайно сходно и отношение умиленно “сентиментальное” ко всему миру и к “красе мира” Макара и у Зосимы. Не забудем, что Макар пророчествовал об Аркадии, что он должен будет пострадать ради православной церкви. Макар Долгоруков – первый печатный опыт христианина-учителя, типа народно-православного. В его речах отразились не только Инок Парфений, но и “духовные стихи” и Жития. […]...
- Сочинение: “Повесть о Петре и Февронии” У каждого человека своя судьба. И как бы мы не старались изменить свою жизнь, предначертанного судьбой не изменишь. Именно об этом повествует автор в заключающем эпизоде четвертой главы. Действующими лицами в повести являются благоверный князь Петр и сообразительная княгиня Феврония. На протяжении всей повести главных героев преследуют испытания, страдания, трудности. Однако, не смотря ни на […]...
- Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Пошехонская старина. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина Роман (1887-1889) Предваряя рассказ о своем прошлом, Никанор Затрапезный, наследник старинного пошехонского дворянского рода, уведомляет, что в настоящем труде читатель не найдет сплошного изложения всех событий его жития, а только ряд эпизодов, имеющих между собой связь, но в то же время представляющих и отдельное целое. […]...
- Творческая история “Пира Петра Первого” Стихотворение это программное для Пушкина последних двух лет жизни (1835-1836). Оно создавалось с учетом исторических разысканий поэта и в то же время являлось ответом на острейшее политическое событие 1835 года. Только понимание сложной творческой истории “Пира Петра Первого” может объяснить глубокую содержательность стихотворения и мужество поэта, его написавшего. К сожалению, история стихотворения не написана. Вместо […]...
- ЖИТИЕ ЮЛИАНИИ ЛАЗАРЕВСКОЙ В числе житий XVII в., отступающих от установившегося шаблона и стремящихся к заполнению изложения реальными биографическими фактами, наиболее значительное место принадлежит житию Юлиании Лазаревской (умерла в 1604 г.), написанному в 20-30-х годах XVII в. ее сыном, муромским городовым дворянином из детей боярских Калистратом Осорьиным. Это не столько житие, сколько повесть, даже своего рода семейная хроника, […]...
- Читаем “Житие Аввакума, им самим написанное” “Житие Аввакума, им самим написанное” – произведение, нарушающее каноны жанра, оно написано самим героем повествования. Прежде чем начать изучение произведения, необходимо разобраться в той исторической ситуации, которая возникла в середине ХVII века и породила существующее до сих пор старообрядчество. “Историком” (заранее подготовленным учеником) дается справка о расколе в Русской Православной Церкви. “Постепенная утрата Церковью былого […]...
- Житие преподобного Варлаама Хутынского ЖИТИЕ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО. Варлаам Хутынский, в миру Алексеи Михалевич (ум. 1194), основал Хутынский монастырь в 10 км севернее Новгорода, на правом берегу Волхова. В Новгороде и Хутынском монастыре бытовало много легендарных преданий, связанных с его именем. Все они вошли в его Ж., литературная история которого охватывает период времени с XIII по XVIII в. включительно. В […]...
- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное – Аввакум Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца. Солнечное затмение – знак Божьего гнева. В России солнечное затмение было в 1654 г., потому что тогда патриарх Никон искажал веру. Через четырнадцать лет произошло новое затмение. В это время Аввакума и его сторонников остригли и бросили в темницу. Родился Аввакум в Нижегородской земле. […]...
- Житие Протопопа Аввакума, им самим написанное Аввакум родился в семье священника, который, однако, любил приложиться к рюмочке. А вот мать много молилась и постилась, чему научила и сына. После смерти отца мать женила сына на бедной и богомольной сироте Анастасии, которая была очень предана Аввакуму. Мать его стала монашкой и умерла в монастыре. Когда Аввакуму исполнился двадцать один год, он был […]...
- Основные жанры древнерусской литературы: летопись, житие, слово Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, “вечность” феодальных отношений, […]...
- Житие и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России ЖИТИЕ НИКОЛАЯ МИРЛИКЙЙСКОГО. Этот памятник переводной литературы получил необычайно широкое распространение в древнерусской письменности начиная с XII в. Святой Николай (Николай Чудотворец, Николай Угодник, Никола) – один из самых почитаемых на Руси святых. Его считали покровителем русского народа, в иконописи и храмовой живописи Николая Мирликийского нередко изображали по левую руку от Христа (по правую руку […]...
- Духовный облик Ибрагима и Корсакова в романе “Арап Петра Великого” Историческое мировоззрение Пушкина сложилось в попытках поэта разрешить противоречия между идеями разума и практическими результатами истории; между великими идеями, рожденными французской революцией, и той реакцией и деспотизмом, которые установились позднее по всей Европе; между величием и славой русского народа и страшной действительностью его жизни. Пушкин понял, что вопрос об идеальном государстве решается не умозрительно, как […]...
- “Житие протопопа Аввакума” первое автобиографическое произведение русской литературы “Житие протопопа Аввакума” – первое автобиографическое произведение русской литературы, в котором протопоп Аввакум сам рассказал о себе и своей многострадальной жизни. Говоря сочинении протопопа Аввакума, А. Н. Толстой писал: “Это были гениальные “житие” и “послания” бунтаря, неистового протопопа Аввакума, закончившего литературную деятельность страшными пытками и казнью в Пустозерске. Речь Аввакума – вся на жесте, канон […]...